«Теоретико-прикладные основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи» (докторская диссертация)
Актуальность
Важнейшей задачей совершенствования специального образования, преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена — системы раннего выявления и ранней комплексной медико-психолого-педагогической коррекции психических отклонений в развитии детей с задержкой экспрессивной речи (ЗЭР), что позволит устранить разрыв между моментом определения первичного отклонения и началом целенаправленного коррекционного обучения.
Актуальной проблемой логопсихологии является изучение и коррекция психического развития детей с ЗЭР в единстве раннего и дошкольного возраста. Это связано с тем, что ряд психологических новообразований, свойственных детям раннего возраста, при ЗЭР появляется лишь в дошкольном возрасте, либо не появляется совсем, что обуславливает специфические особенности их психического развития. Психологическая коррекция, направленная на решение проблемы аффективно-коммуникативного развития, компенсаторно стимулирует появление экспрессивной речи, нормализуя психическое развитие в целом. Данная проблема является одной из актуальных в логопсихологии, но, к сожалению, она не достаточно раскрыта.
Социальная, научная и практическая значимость
Научная новизна исследования: мы полагаем, что в исследовании поставлена важная теоретическая проблема системного диагностического изучения структуры отклоняющегося развития, обозначены основные пути её решения. Разработаны единые теоретические и содержательно-организационные подходы к изучению индивидуально-типических и индивидуальных особенностей детей с ЗЭР с целью сопоставления результатов в единстве раннего и дошкольного возраста; разработана теоретико-организационная модель ранней психологической коррекции отклоняющегося психического развития детей с ЗЭР с целью полноценной интеграции на ранних этапах развития.
Впервые:
1. Психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста при ЗЭР изучается как самостоятельная проблема логопсихологии. На основе анализа междисциплинарных исследований в области логопсихологии, коррекционной, возрастной, детской и педагогической психологии рассмотрен комплексный подход к изучению структуры психического развития при ЗЭР и коррекции недостатков ее компонентов: лингво - когнитивного, паралингвистического, аффективного, коммуникативного.
2. Теоретически обосновано применение коммуникативно-деятельностного подхода, как основного в изучении и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при ЗЭР. Уточнены структурные и содержательные характеристики психического развития при ЗЭР, обосновано междисциплинарное воздействие, которое позволяет от коррекции отдельных недостатков (лингво-когнитивных, паралингвистических, аффективных, коммуникативных) перейти к компенсации отклонения на глубинных уровнях психики, что способствует нормализации психического развития, обеспечивает возможности саморазвития ребенка и раннюю интеграцию в детское сообщество.
3. Теоретически обоснована и разработана психологическая система диагностического изучения отклоняющегося развития при ЗЭР в единстве раннего и дошкольного возраста, а именно:
- определены критерии оценки уровня сформированности психического развития (речевой, эмоциональной, коммуникативной сферы) в направлении от абсолютной несформированности этих сфер психики до нормативных образом реализованных возрастных возможностей;
- создана модель диагностического изучения структуры отклоняющегося психического развития, дающая возможность выявить индивидуально-типические и индивидуальные особенности у детей с ЗЭР в возрастном интервале 2-6 лет;
- обоснованы принципы ранней психологической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ЗЭР;
- разработано конкретное содержание комплекса критериально – ориентированных психодиагностических методик, позволяющих увидеть своеобразие индивидуальной структуры отклоняющегося психического развития на фоне общих и специфических закономерностей, обусловленных ЗЭР.
4. На основе разработанной системы диагностического изучения отклоняющегося психического развития получены и систематизированы фактические данные, иллю¬стрирующие индивидуально-типические и индивидуальные особенности в структуре отклоняющегося развития детей изучаемого возраста, развивающихся при отсутствии ранней целенаправленной психологической помощи; выявлены тенденции ее генезиса в возрас¬тном аспекте на этапах, характеризующихся различными ведущими видами деятельности – предметной и игровой.
5. Получены новые данные об особенностях развития аффективно-коммуникативной сферы в условиях кризиса трех лет у детей с ЗЭР. Максимальная индивидуализация конкретных проблем, установление их иерархической структуры в каждом отдельном случае позволит определить приоритеты в коррекционной работе, повысить точность и эффективность воздействий.
6. Теоретически обоснована и структурирована, апробирована в условиях семейно-центрированной модели комплексная система психологической коррекции отклоняющегося развития при ЗЭР средствами фольклора.
7. Впервые получил научное обоснование метод коррекционной психологии - фольклорокоррекция.
Практическая значимость исследования
1. Разработана модель диагностического изучения психического развития при ЗЭР. Она может найти применение в практической деятельности специальных дошкольных образовательных учреждений в качестве средства диагностики, с целью выявления компонентов структуры отклоняющегося развития, динамического контроля, что важно для по¬строения программы комплексной коррекции недостатков в становлении отдельных компонентов и всей структуры отклоняющегося развития при ЗЭР.
2. Разработанное на основе специально выделенных теоретических и организационных принципов предметное содержание программы коррекции отклоняющегося развития при ЗЭР может быть использовано в дошкольном учреждении в качестве модели, помогающей проектировать индивидуальные программы помощи ребенку с ЗЭР и его семье.
3. Представленные в исследовании эмпирические данные и сделанные на их основе обобщения могут быть использованы при подготовке психологических кадров к работе в специальных дошкольных образовательных учреждениях (пятого вида), при переподготовке в системе повышения квалификации работников образования. Материалы исследования могут быть учтены в циклах лекций по специальной психологии, логопсихологии, психологической диагностике лиц с нарушениями речи, в содержании курсов и семинаров.
4. Предложены основные направления работы логопсихолога с данной категорией детей.
5. По результатам исследования подготовлены и изданы монографии «Теоретические основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного при задержке экспрессивной речи»; «Содержательно-организационные основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного при задержке экспрессивной речи», в которых представлена теоретическая и практическая значимость проблемы, обоснована эффективность ранней диагностики и коррекции с целью успешной интеграции детей с ЗЭР в детское сообщество.
6. В помощь практическим работникам разработаны и опубликованы учебно-методические пособия: «Психологическая коррекция задержки речевого развития в период кризиса трех лет», «Арт-терапия ЗРР в раннем и дошкольном возрасте».
7. По результатам исследования разработаны и апробированы программы учебных и специальных курсов для студентов педагогического университета, слушателей курсов повышения квалификации: «Логопсихология», «Сказкотерапия», «Развитие речи в норме и патологии», «Логопедия».
8. По результатам исследования разработаны научно-методические пособия, которые используются при подготовке и переподготовке педагогов и психологов системы специального образования «Логопсихология» .- М.: Издательский центр «Сфера», 2005 – 170с. (гриф министерства образования).
Значение для развития психологии
Теоретическая значимость исследования:
1. Получило развитие новое актуальное направление логопсихологии -теоретико-прикладное исследование психического развития детей раннего и дошкольного возраста при ЗЭР, расширены теоретические представления об особенностях аффективно-коммуникативного развития как важного условия познавательного развития и формирования личности;
2. Создана теоретически обоснованная целостная система диагностического изучения структуры отклоняющегося развития детей с ЗЭР в единстве раннего и дошкольного возраста: определены теоретические и организационные подходы к построению программы диагностики; разработан и экспериментально апробирован диагностический инструмен¬тарий.
3. Разработаны вопросы становления речевой регуляции у детей раннего и дошкольного возраста с нормативным развитием, рассмотрены особенности при ЗЭР.
4. Создана теоретически и организационно обоснованная программа коррекции отклоняющегося психического развития при ЗЭР средствами фольклора: выделены теоретические принципы ее конструирования, определены пси¬хологические условия семейно-центрированной модели успешной коррекции; разработано содержание экспериментальной формирующей программы, основанной на полученных диагностических данных; определено организационно-временное пространство реализации програм¬мы с учетом индивидуальных особенностей детей.
5. В результате апробации разработанной комплексной психологической системы диагно¬стического изучения и коррекции средствами фольклора отклоняющегося психического развития при ЗЭР конкретизированы положения коррекционной психологии о специфических закономерностях аффективно-коммуникативного развития при ЗЭР, выявлена специфика протекания кризиса трех лет.
6. Теоретически обоснована необходимость включения фольклора в систему комплексной коррекции отклоняющегося психического развития детей с ЗЭР, обоснованы механизмы его комплексного воздействия, которое осуществляется опосредованно, через формирование новых функциональных отношений, преимущественно в системе вербальной и невербальной коммуникации ребенка. Это сопровождается активацией аффективно-личностных, коммуникативных особенностей, нормализует их взаимодействие, способствует развитию экспрессивности речи, что обусловливает полноценную компенсацию отклоняющегося развития в период раннего и дошкольного детства.
Цели
Цель исследования: разработка теоретико-прикладной системы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Преподаватели ВУЗа, студенты, родители, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, специальные психологи, логопеды, коррекционные педагоги
Основное содержание работы (или ее этапы)
1 этап (2000-2002) - поисково-теоретический, основным являлась разработка концептуальных основ изучения и коррекции психического развития в раннем и дошкольном возрасте при ЗЭР;
2 этап (2003-2005)
- разработка содержания диагностической системы приме¬нительно к раннему и дошкольному возрасту и проведение комплексного эксперимен¬тального изучения индивидуально-типических и индивидуальных особенно¬стей психического развития при ЗЭР в условиях специальных дошкольных образовательных учреждений;
- разработка конкретного предметного содержания и реализация программы коррекции отклоняющегося психологического развития в условиях семейно-центрированной модели.
3 этап (2006-2008) - заключительно-обобщающий, связан с проведением контрольного эксперимента, обобщением, систематизацией полученных эмпирических данных и общей оценки эффективности реализованных программ, результатов и оформлением диссертации, разработкой психолого-педагогических рекомендаций для специальных психологов, дефектологов, логопедов.
Результаты, выводы
Представлены итоги исследования, приводятся основные положения и выводы по результатам работы:
1. Разработана авторская теоретико-прикладная система изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи.
2. Дана междисциплинарная, комплексная характеристика феномена ЗЭР как первичного нарушения, определена его сущность. Это специфическое расстройство экспрессивной речи, при котором способность использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня соответствующего психологического возраста и степени развития импрессивных возможностей ребенка, что сдерживает развитие процессов социально - психологической адаптации. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но выразить свое состояние и мысли он не может.
На основе анализа процесса становления экспрессивной речи выделены особенности речевой регуляции, обоснованы уровни: номинативной активности, речевых стереотипов, речевой экспансии, речевой регуляции, которые в дальнейшем могут лечь в основу теории речевой саморегуляции.
3. Разработано актуальное теоретико-прикладное направление в логопсихологии, позволяющее решать задачи оказания психологической помощи детям с ЗЭР на ранних этапах развития.
Анализ современного состояния теории и практики проблемы изучения и коррекции отклоняющегося психического развития при ЗЭР в раннем и дошкольном возрасте показал, что изучение проблемы носит разрозненный, фрагментарный характер; в большинстве работ преследуются узкие, конкретные цели, отсутствует комплексный подход к диагностике и коррекции психического развития как интегративного психического образования при ЗЭР. Подавляющее большинство экспериментальных работ имеют своей целью коррекцию недостатков познавательного развития, при этом не акцентируется внимание на необходимости рассмотрения влияния и воздействия на другие составляющие в комплексе, т.е. на структуру отклоняющегося развития.
В связи с этим одним из факторов, снижающих потенциальные возможности ребенка с ЗЭР в психическом развитии, следует признать фактическое отсутствие ранней целенаправленной психологической помощи вследствие недостаточной разработанности этого аспекта в коррекционной психологии в целом.
4. Обоснован коммуникативно-деятельностный подход в изучении психического развития при ЗЭР. Речевая направленность создается специально, и в этом случае происходит смещение с речевого материала на действия с ним на основе ведущего вида деятельности. Это позволяет трансформировать подход к ребенку, не как к объекту коррекции, а как к активному участнику психологического взаимодействия.
Преимущества данного подхода: обостряется внимание к речевым экспрессивным формам выражения мысли; эффективно развивается экспрессивная речь; оказывается комплексное воздействие на структуру отклоняющегося развития.
Коммуникативно-деятельностный подход позволяет рассматривать психическое развитие при ЗЭР как интегративное психическое образование, это обусловливает переход от коррекции отдельных недостатков к компенсации отклонения на глубинном уровне, что способствует нормализации психического развития, обеспечивает возможности саморазвития ребенка и раннюю интеграцию.
4. Психическое развитие детей с ЗЭР раннего и дошкольного возраста, в силу причин объективного характера (биологических и социально-психологических) не достигает нормативного уровня психического развития и характеризуется специфическими изменениями во всех компонентах структуры отклоняющегося развития. Выделена и обоснована структура и компоненты отклоняющегося развития детей с ЗЭР, особенности становления их регуляции.
5. Охарактеризованы особенности протекания возрастного кризиса трех лет у детей с ЗЭР, получили уточнение вопросы характера сдвигов, происходящих в период возрастного кризиса трех лет при ЗЭР. Смещение пика кризиса связано с более поздним появлением психологических новообразований.
Первая группа характеризуется доминированием двух компонентов лингво-когнитивного и аффективного, т.е. парциальной несформированностью высших психических функций преимущественно вербального и эмоционального компонента, при относительно положительной динамике коммуникативного компонента - смещение пика кризиса трех лет на один год.
Вторая группа характеризуется доминированием двух компонентов лингво-когнитивного и коммуникативного, при относительно положительной динамике аффективного компонента – смещение пика кризиса на 0,5 года (задержка эмоционального развития).
Третья группа – характеризуется доминированием лингво-когнитивного компонента, т.е. ЗЭР, при относительно положительной динамике аффективного и коммуникативного компонента без смещения (2-3 месяца). Смещение пика кризиса связано с более поздним появлением новообразований, что подтверждает предположение В.И.Лубовского о несовпадении сроков возникновения и длительности этих периодов у детей с отклонениями развития и у нормально развивающихся. У детей с ЗЭР созревание нервных структур не только в большинстве случаев задерживается, но нарушается и взаимное соотношение порядка их созревания.
5. Определены теоретические и организационные принципы моделирования авторской программы диагностического изучения структуры отклоняющегося развития детей раннего возраста с ЗЭР: целостного изучения, деятельностного подхода, каузальности (этиопатогенетический), комплексного подхода, критериально-ориентированного подхода, структурно-динамического подхода.
Разработанные критериально- ориентированные диагностические методики позволяют выявить разброс данных по четырем уровням, что дает возможность изучать каждый компонент в диапазоне от фактической неразвитости до нормативных показателей психического развития, позволяет определить конкретные проявления отставания, законы динамического сцепления, взаимосвязь, их отношения.
6. Выявлены индивидуально-типические и индивидуальные особенности отклоняющегося психического детей раннего и дошкольного возраста с ЗЭР. В исследовании с использованием разработанного диагностического ком¬плекса впервые получен значительный массив фактических данных, иллюстрирующих индивидуально-типические и индивидуальные особенности психического раз¬вития детей раннего и дошкольного возраста при ЗЭР:
Первый характеризовался отсутствием или задержкой экспрессивной речи (лингво-когнитивного компонента), при относительной сохранности эмоционального и коммуникативного компонента, то есть эти дети легко вступали в контакт, пытались взаимодействовать доступными им средствами (мимика, жесты, телодвижения), характеризовались положительным эмоциональным отношением, активностью, но не заинтересованностью. Дети спокойные, уравновешенные, редко конфликтующие.
Во втором варианте при отсутствие экспрессивной речи преобладал эмоциональный (аффективный) компонент – эмоциональные нарушения (негативизм, агрессивность, тревожность, лабильность, обидчивость), недостаточная дифференциация эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной регуляции.
Нарушения эмоционально-волевой сферы затрудняют процесс обучения детей раннего возраста с ЗЭР, обусловливают несформированность эмоционально-волевой составляющей к дошкольному периоду. Эмоциональная сфера характеризуется недостаточной сформированностью; небольшим объемом мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики - все это снижает коммуникативные возможности детей, у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать свое пожелание; повышенная ранимость и обидчивость.
В третьем варианте при ЗЭР преобладали коммуникативные проблемы – дети были скованы, напряжены, ситуация взаимодействия вызывала тревогу и страх. Отмечена пассивность, безынициативность, говорили тихим голосом, не смотрели в сторону собеседника, не пытались вступать, поддерживать коммуникативный контакт. Итак, полученные сведения говорят о том, что отклоняющееся психическое развитие при ЗЭР является интегративным образованием, поэтому учет вариативности структуры позволит строить психологическую коррекцию на качественно другом уровне.
Выводы о различиях в психическом развитии между детьми с ЗЭР и нормой при актуализации структурных компонентов подтверждаются статистическими расчетами по критерию Фишера, что дает основания для утверждения о закономерности выделенных тенденций или выявленных специфических закономерностях психического развития при ЗЭР.
7. Определены и обоснованы теоретические и организационные принципы моделирования авторской программы коррекции отклоняющегося психического развития детей раннего возраста с ЗЭР.
Разработано содержание программы ранней комплексной психологической коррекции, проведена ее апробация в условиях семейно-центрированной модели воспитания. При разработке содержания, обосновании методов и приемов коррекционного воздействия мы стремились синхронизировать лингво-когнитивный, паралингвистический, аффективный, коммуникативной компоненты психического развития детей раннего и дошкольного возраста с ЗЭР, и вариативность индивидуально-типологических особенностей.
С этой целью мы разработали поэтапное комплексное междисциплинарное воздействие, условно разделив его на модули: психологический - направленное воздействие специального психолога, логопеда на аффективный и коммуникативный компоненты; логопедический – направленное воздействие логопеда на лингво-когнитивный и паралингвистический компоненты; музыкальный - направленное воздействие музыкального руководителя на все выше перечисленные компоненты; социально-педагогический – направленное воздействие семьи, при консультативной поддержке логопеда и психолога.
Значимым аспектом разработанной нами системы ранней психологической коррекции отклоняющегося развития при ЗЭР явилась специальная программа, выстроенная по следующим направлениям: I блок - коррекция задержки экспрессивной речи, речевой регуляции; II блок - коррекция недостатков паралингвистического компонента; III блок - коррекция недостатков эмоционального развития, аффективной регуляции; IV блок - коррекция недостатков коммуникативного развития. Реализация обозначенных направлений в их единстве с учетом результатов психологической диагностики, т.е. вариативности структуры отклоняющегося развития, позволили части детей с ЗЭР выйти на нормативные показатели к дошкольному возрасту.
Создана коррекционная программа; выделен комплекс специальных коррекционно-развивающих задач при ЗЭР; обозначен индивидуальный подход к ребенку с ЗЭР и его семье. Учитывая особенности психического развития при ЗЭР, специалистами применялись следующие методы: имитационный; фокусированная стимуляция; обучение через ситуацию; коммуникативно-речевая перестройка, развертывание. Формы проведения занятий использовались традиционные - индивидуальная и подгрупповая, с обязательным участием родителей.
Установлена степень эффективности апробированной комплексной системы психологической коррекции отклоняющегося развития, средствами фольклора. Реализация содержания данной программы позволили добиться позитивных результатов, т.е. нормализации психического развития у 1/5 части экспериментальной группы. Таким образом, целенаправленное воздействие на аффективно-коммуникативные компоненты, участвующие в образовании структуры отклоняющегося развития, закономерно меняются, изменяя и психологическую картину ЗЭР.
По итогам формирующего эксперимента произошли следующие сдвиги: 7 детей вышли на уровень высоких нормативных показателей, тогда как на исходном этапе таковых не было вовсе; 35 детей с ЗЭР вышли на уровень низкого нормативного развития, т.е. разработанная система ранней психологической помощи позволила специалистам скомпенсировать отклоняющееся развитие у 42 детей с ЗЭР (21% (1/5)), которые затем были интегрированы в группы нормально развивающихся дошкольников.
Эффективность коррекционного воздействия позволяет рассматривать ранний возраст как сензитивный период, поскольку положительные изменения идут достаточно равномерно по каждой составляющей структуры отклоняющегося развития при ЗЭР. Ранний возраст характеризуется наличием внутренних факторов активизирующих психическую активность, детерминация которой средствами фольклора обусловливает нормализацию психического развития. Соответственно, ранняя реализация средств психологического воздействия активизирует психическое развитие по всем компонентам, обуславливая своевременное возникновение психических новообразований раннего возраста. Ранняя интервенция в психическое развитие ребенка средствами русского фольклора является этически обоснованной и правильной, нежели калькирование зарубежных технологий диагностической и коррекционной работы, без учета специфики русской этнической среды. Комплексное воздействие фольклора осуществляется опосредованно, через формирование новых функциональных отношений, преимущественно в системе вербальной и невербальной коммуникации ребенка. Это сопровождается активацией аффективно-личностных, коммуникативных особенностей детей с ЗЭР, нормализует психологические отношения между ними, способствует развитию экспрессивной речи, что обусловливает полноценную компенсацию отклоняющегося развития в период раннего детства.
Проанализированы возможности компенсации отклоняющегося психического развития детей с ЗЭР раннего и дошкольного возраста в специально созданных педагогических условиях – семейно-центрированной модели.