Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России» по итогам 2014 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Всероссийская конференция с международным участием “Зимняя психологическая школа СПбГУ – 2014”» (28 января – 2 февраля 2014 года, Санкт-Петербург)

Авторы:

  • Костромина Светлана Николаевна

    доктор психологических наук, председатель Санкт-Петербургского психологического общества, заместитель декана по учебно-методической работе, председатель учебно-методической комиссии факультета психологии, заведующий кафедрой психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)

  • Казбекова Александра Олеговна

    клинический психолог, аналитик, (Санкт-Петербург)

  • Львова Ольга Владимировна

    младший научный сотрудник Института когнитивных исследований, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)

  • Медников Степан Викторович

    кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)

XIV международная Зимняя Психологическая Школа молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета (ЗПШ СПбГУ) проходила в пансионате «Восток-6» в период с 28 января 2014 года по 2 февраля 2014 года.

В профессиональном сообществе одним из наиболее перспективных ресурсов традиционно считается молодежь. Однако в рамках только вузовского образования невозможно решить всех методических и дидактических задач.

В связи с этим одной из важнейших целей психологического сообщества является организация особого образовательного пространства, в котором молодые ученые становятся субъектами образовательного процесса, могут непосредственно влиять на получаемый результат, и соответственно, сами выступать гарантами этого результата.

Молодежные научно-практические школы являются таким профессиональным пространством, в котором молодые люди имеют возможность заявить о себе, своих идеях и результатах в научном сообществе, рекомендовать себя в нем как полноценных участников, получить обратную связь от коллег не только из своего вуза или города, но и от коллег из других городов и стран.

В 2014 году в центре внимания ЗПШ являлась культура и ее аспекты в психологической среде. Обсуждались вопросы междисциплинарное взаимодействие, культура и этика профессионального сообщества, актуальные кросс-культурные исследования. Несомненным вкладом ЗПШ в жизнь научного сообщества является привлечение внимания молодых специалистов к актуальным проблемам психологической науки.

Состав участников ЗПШ разнообразен, а география проекта расширяется с каждым годом. Увеличение количества участников говорит о привлекательности проекта для научного сообщества. В Зимней психологической школе 2014 приняли участие 318 человек из 25 городов России и 5 стран: Россия, Франция, Узбекистан, Белоруссия, Украина, Англия. В работе Школы-2014 приняли участие 60 преподавателей и практикующих специалистов. Было проведено 57 проектов преподавателей и 21 проект молодых участников.

Таким образом, ЗПШ собирает уникальный состав участников, что позволяет в ходе дискуссий сформировать разностороннее представление о перспективах психологии как науки, как профессиональной деятельности, как практики и как культуры. Ценность проведенной конференции в том, что молодым специалистам была дана возможность найти единомышленников, обменяться опытом и мнением с коллегами из других городов.

Цель ЗПШ: интеграция студентов, молодых ученых и специалистов в психологическое общество; объединение психологического сообщества, обучение, обсуждение актуальных проблем психологической науки и практики и обмен опытом внутри психологического сообщества.

Задачи

  • Обеспечение возможности профессиональных контактов между студентами, преподавателями вузов и практикующими специалистами из РФ и зарубежных стран.
  • Предоставление участникам возможности посещения мероприятий ведущих российских специалистов в области психологии и смежных областях.
  • Предоставление участникам возможности презентации результатов своей деятельности перед коллегами, получить качественную обратную связь и увидеть зоны дальнейшего развития.
  • Предоставление участникам возможности познакомиться с актуальными исследованиями, методами и технологиями в психологии.
  • Формирование проектных групп для дальнейших научных и прикладных исследований.

Работа ЗПШ-2014 строилась по следующим направлениям:

  • Организационная психология, эргономика и психология менеджмента
  • Клиническая психология, психофизиология, психология здоровья
  • Социальная и политическая психология
  • Общая психология, методология психологии
  • Когнитивная психология
  • Психология развития, педагогическая психология
  • Междисциплинарные связи психологии

По перечисленным направлениям проходили «сквозные проекты», которые длились в течении 3-х дней и по окончании которых участникам предлагалось отчетное итоговое задание, формат которого определялся преподавателем-куратором данного проекта. Такое погружение в узконаправленную тематику проекта позволяет участникам получить знания, которые могут быть использованы ими в практической или научной деятельности.

Параллельно на ЗПШ 14 с 10 утра до 11 вечера проходило до 8 научных проектов на разные темы и в разных форматах: от практических до лекционных. Таким образом, каждый участник может посетить те проекты, которые удовлетворяют его научным интересам и где он сможет получить ответы от специалистов данных областей.

Еще одной особенностью Зимней психологической школы является ненаучная программа, мероприятия которой направленны на создание творческой атмосферы в рамках научного мероприятия. Для этих же целей на Школе выходит ежедневная газета, в которую может написать каждый участник Школы. В газете участники могут поделиться своими впечатлениями о проекта или написать о своих научных интересах с целью найти единомышленников.

Опыт проведения Зимних Школ (2001–2014) показывает высокий интерес всех участников к «погружению» в логику и тематику избранной проблемы.

Каждый год в фокусе интереса Зимней психологической школы находится определенная тема, которая рассматривается с разносторонних точек зрения. Встреча людей с разными взглядами на актуальные темы науки создает проблемное поле, в котором каждому участнику предлагается ориентироваться самостоятельно при помощи и поддержке коллег.

Одним из итогов Школы является то, что участники получают определенные знания, навыки проблематизации и поиска разнообразных решений. На Школе затрагиваются социально значимые вопросы и проблемы, которые требуют к себе внимания психологического сообщества. Участники, посетившие школу, обретают связи со специалистами разных областей науки в разных городах. Таким образом, создается сеть из специалистов разных возрастов и из разных городов, которые совместно могут искать ответы на поставленные на Школе проекты.

Настоящий продукт Школы – это конструктивное взаимодействие, результаты которого ложатся в основу научных, прикладных, практических и образовательных проектов, реализуемых при сотрудничестве различных исследовательских групп, факультетов, университетов и профессиональных сообществ.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе