Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Социально-психологический тренинг развития коммуникативных способностей "ИнтерНЕТ"» (образовательная программа)


Актуальность

В настоящее время общение посредством интернета приобрело огромную популярность, подчас заменяя некоторым людям реальное общение. Доля пользователей интернета в России неуклонно растет с каждым годом. В связи с ростом данного числа, крайне актуальным является вопрос о том, какую роль интернет играет в развитии и воспитании детей.

Специфические особенности Интернет-коммуникации видоизменяют основные характеристики процесса общения. Благодаря таким особенностям, как анонимность, физическая недоступность, субъективное ощущение безопасности, возможность отсроченности ответа, возможность конструирования виртуальной личности и произвольного наделения ее желательными характеристиками, общение в Интернете зачастую становится более притягательным, чем общение в реальности.

Так, в наиболее популярной русскоязычной социальной сети «В Контакте» на сегодняшний день зарегистрировано 100 млн. пользователей. Значительная часть пользователей представлена подростковой аудиторией. Ведущим видом деятельности этого возраста признается интимно-личностное общение, которое зачастую подростки реализуют посредством современных технологий. Психологами практиками отмечается рост пользователей с симптомами зависимости от Сети.

В подростковом возрасте эта проблема стоит наиболее остро. С другой стороны, Интернет может нести в себе, социализирующие и компенсирующие функции. Наше программа направлена на изучение сферы коммуникации подростков, выявление трудностей общения и их устранение.

Цель программы: эффективное развитие коммуникативных способностей подростков, позволяющее предотвратить проявление признаков интернет зависимости.

Задачи:

  • развитие умения правильного использования средств коммуникации;
  • развитие умения правильного использования средств интернет общения;
  • развитие культуры речи;
  • развитие умения задавать вопросы и оценивать ответы;
  • развитие рефлексивных навыков;
  • коррекция акцентуации характера подростка в ситуации искусственно созданных условий взаимодействия.

Научная новизна и практическая значимость разработанной программы заключается в том, что содержание программы занятий для педагогов и родителей и подростков преследует своей целью комплексное разрешение поставленной проблемы с целью повышения эффективности коррекционного воздействия с позиции наличия акцентуаций в характере подростков. Данная программа рассчитана на педагогов и психологов общеобразовательных учреждений и может быть использована в практической деятельности специалистами без существенных изменений.

Апробация предложенной программы реализована на базе МОБУ «Лицей №9» г. Сибай с ноября 2013 по ноябрь 2014 года.

Структура работы определяется поставленными перед исследованием целью и задачами. Программа состоит из пояснительной записки, двух частей (включающих серию из 10 занятий для детей, серию из 3 занятий для группы педагогов и группы родителей), списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновывается актуальность, определяются цели и задачи программы социально-психологического тренинга, дается основная характеристика содержания занятий, отмечены основные принципы их построения и правила проведения.

В первой части содержится серия занятий для подростков. Каждое занятие включает в себя 3 основные составные части:

  1. Разминка (предполагает наличие подборки упражнений на сплочение тренинговой группы, установление эмоционального контакта);
  2. Основная часть (ряд упражнений позволяющих затронуть глубокие темы и реализовать поставленные задачи в сжатой, но эффективной форме);
  3. Заключительная часть (подведение итогов занятия, рефлексия и ритуал прощания).

Занятия для подростков построены с учетом наличия типа акцентуаций характера и позволяют каждому ребенку в ходе выполнения упражнений индивидуально подобрать решение собственной проблемы сферы коммуникации, отработать навыки выхода из различных ситуаций при взаимодействии с другими людьми, проявить чувства эмпатии и толерантности при учете особенностей другого человека.

Смена вектора направленности от виртуального общения к реальному взаимодействию производится детьми самостоятельно под руководством психолога. При этом тематика интернет-зависимости не является ключевой в содержании занятий, однако результат предполагает существенную коррекцию данной проблемы.

Во второй части содержится серия занятий для педагогов и родителей. Данные занятия дублируют свое содержание в группе педагогов и группе родителей. Важно отметить, что цели и ход занятий зависят от потребностей участников группы, следовательно при использовании материалов данной программы возможно их частичное изменение и моделирование в рамках сохранения основной структуры занятий. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе психолога, классного руководителя, педагогов, родителей, что обеспечивает более высокие темпы динамики развития коммуникативных навыков подростков.

В приложении содержатся фото- и видеоматериалы, а также форма рекомендуемого буклета для педагогов и родителей подростков.

Предложенная программа является продуктом завершения полноценного проекта психолого-педагогического исследования. С ноября 2013 по ноябрь 2014 года специалистами Сибайская зональная ПМПК на базе МОБУ Лицей имени Р. Уметбаева, МОБУ «Лицей №9», МОБУ СОШ №6, МОБУ СОШ №10 был реализован проект психолого-педагогического исследования с использованием ряда диагностических методик: анкетирование учащихся по теме «Интернет общение как фактор социализации подростка», компьютерное тестирование подростков ЛОПВ, социометрическая методика, компьютерное тестирование родителей АСВ.

Диагностическое обследование было проведено среди учащихся 5-7 классов. Всего в исследовании приняли участие 368 учащихся и 29 родителей подростков. В результате нами был сделан вывод о том, что социальные сети – новый вид общения, который занимает все больше времени, вытесняя реальное взаимодействие людей. Но не только дети – подчас даже взрослые не достаточно осведомлены, ни о тех рисках, с которыми можно столкнуться, используя всемирную сеть, ни даже о тех положительных возможностях, которые она открывает.

Наше исследование позволило в наиболее общей форме оценить степень вовлеченности современных подростков в среду интернет общения, выявить наличие акцентуаций характера у детей данной возрастной категории, определить степень влияния стиля семейного воспитания и семейных взаимоотношений на процесс проявления признаков интернет зависимости у подростков.

Полученные данные были тщательно проанализированы и использованы в разработке программы социально-психологического тренинга развития коммуникативных способностей «ИнтерНЕТ».


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su