«Социально-психологический тренинг развития коммуникативных способностей "ИнтерНЕТ"» (образовательная программа)
Актуальность
В настоящее время общение посредством интернета приобрело огромную популярность, подчас заменяя некоторым людям реальное общение. Доля пользователей интернета в России неуклонно растет с каждым годом. В связи с ростом данного числа, крайне актуальным является вопрос о том, какую роль интернет играет в развитии и воспитании детей.
Специфические особенности Интернет-коммуникации видоизменяют основные характеристики процесса общения. Благодаря таким особенностям, как анонимность, физическая недоступность, субъективное ощущение безопасности, возможность отсроченности ответа, возможность конструирования виртуальной личности и произвольного наделения ее желательными характеристиками
Так, в наиболее популярной русскоязычной социальной сети «В Контакте» на сегодняшний день зарегистрировано 100 млн. пользователей. Значительная часть пользователей представлена подростковой аудиторией. Ведущим видом деятельности этого возраста признается интимно-личностн
В подростковом возрасте эта проблема стоит наиболее остро. С другой стороны, Интернет может нести в себе, социализирующие и компенсирующие функции. Наше программа направлена на изучение сферы коммуникации подростков, выявление трудностей общения и их устранение.
Цель программы: эффективное развитие коммуникативных способностей подростков, позволяющее предотвратить проявление признаков интернет зависимости.
Задачи:
Научная новизна и практическая значимость разработанной программы заключается в том, что содержание программы занятий для педагогов и родителей и подростков преследует своей целью комплексное разрешение поставленной проблемы с целью повышения эффективности коррекционного воздействия с позиции наличия акцентуаций в характере подростков. Данная программа рассчитана на педагогов и психологов общеобразователь
Апробация предложенной программы реализована на базе МОБУ «Лицей №9» г. Сибай с ноября 2013 по ноябрь 2014 года.
Структура работы определяется поставленными перед исследованием целью и задачами. Программа состоит из пояснительной записки, двух частей (включающих серию из 10 занятий для детей, серию из 3 занятий для группы педагогов и группы родителей), списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность, определяются цели и задачи программы социально-психол
В первой части содержится серия занятий для подростков. Каждое занятие включает в себя 3 основные составные части:
Занятия для подростков построены с учетом наличия типа акцентуаций характера и позволяют каждому ребенку в ходе выполнения упражнений индивидуально подобрать решение собственной проблемы сферы коммуникации, отработать навыки выхода из различных ситуаций при взаимодействии с другими людьми, проявить чувства эмпатии и толерантности при учете особенностей другого человека.
Смена вектора направленности от виртуального общения к реальному взаимодействию производится детьми самостоятельно под руководством психолога. При этом тематика интернет-зависим
Во второй части содержится серия занятий для педагогов и родителей. Данные занятия дублируют свое содержание в группе педагогов и группе родителей. Важно отметить, что цели и ход занятий зависят от потребностей участников группы, следовательно при использовании материалов данной программы возможно их частичное изменение и моделирование в рамках сохранения основной структуры занятий. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе психолога, классного руководителя, педагогов, родителей, что обеспечивает более высокие темпы динамики развития коммуникативных навыков подростков.
В приложении содержатся фото- и видеоматериалы, а также форма рекомендуемого буклета для педагогов и родителей подростков.
Предложенная программа является продуктом завершения полноценного проекта психолого-педаго
Диагностическое обследование было проведено среди учащихся 5-7 классов. Всего в исследовании приняли участие 368 учащихся и 29 родителей подростков. В результате нами был сделан вывод о том, что социальные сети – новый вид общения, который занимает все больше времени, вытесняя реальное взаимодействие людей. Но не только дети – подчас даже взрослые не достаточно осведомлены, ни о тех рисках, с которыми можно столкнуться, используя всемирную сеть, ни даже о тех положительных возможностях, которые она открывает.
Наше исследование позволило в наиболее общей форме оценить степень вовлеченности современных подростков в среду интернет общения, выявить наличие акцентуаций характера у детей данной возрастной категории, определить степень влияния стиля семейного воспитания и семейных взаимоотношений на процесс проявления признаков интернет зависимости у подростков.
Полученные данные были тщательно проанализированы и использованы в разработке программы социально-психол