«Школа здоровья и успеха» (профилактическая программа)
Одной из актуальных задач в сфере работы с молодежью на современном этапе является формирование навыков здорового образа жизни, что определяет необходимость решения специалистами проблем эффективной организации профилактики аддиктивного и девиантного поведения в детской, подростковой и студенческой среде. Актуальность внедрения программы профилактики аддиктивного поведения обусловлена достаточно широким распространением употребления различных психоактивных веществ в детско-подростковой и студенческой среде.
Для решения данной проблемы разрабатываются и внедряются новые технологии, тем не менее, существующие меры остаются не достаточно эффективными, что подтверждается критической оценкой предлагаемых профилактических мероприятий самими школьниками и студентами. Превентивная деятельность в большинстве случаев сводится к просвещению, ведется разными структурами, для большинства из которых профилактика не является первоочередной задачей, недостаточно привлекаются сами подростки и молодежь. Выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, является внедрение нетрадиционных подходов в профилактике, а именно привлечение к превентивной работе волонтеров, а также использование интерактивных форм работы: семинаров, тренингов, мастер-классов, деловых игр, акций.
Цель программы: формирование ценности психофизического здоровья, безопасного поведения у субъектов образовательного процесса (студентов, учащихся школ, воспитанников детских садов, педагогов школ и ДОУ, родителей).
Задачами программы являются:
- Формирование у детей системы ценностей, основой которой является здоровый образ жизни и безопасное поведение;
- Формирование компетенции здоровьесбережения у родителей, для последующей поддержки у ребенка стремления к ЗОЖ;
- Оказание психолого-педагогической помощи родителям, имеющим затруднения в воспитании детей;
- Формирование представлений у педагогов о современных условиях формирования психосоматического здоровья детей;
- Содействие развитию и воспитанию профессиональной позиции будущих педагогов у студентов, посредством добровольческой деятельности.
Ключевыми принципами разработки и реализации программы определены: системность профилактических и развивающих задач, единство диагностики и коррекции, учет возрастных особенностей аудитории программы, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в программе.
Программа является многоуровневой, одновременно реализующейся на нескольких уровнях системы образования: дошкольном, школьном, вузовском образовании, и включает следующие этапы:
I. Подготовительный этап, включающий диагностику личностной сферы студентов-волонтеров и их подготовку по программе «Учебно-профессиональное добровольчество», раскрывающей теоретические, организационные, методические и практические основы превентивной деятельности в дошкольной, школьной и студенческой среде.
II. Диагностический этап, включающий психодиагностическое исследование ценностной сферы участников программы, а также анкетирование, направленное на выявление сформированности представлений у родителей и педагогов о способах создания здоровьсберегающей психологически безопасной среды дома и в образовательном учреждении, о способах профилактики девиантного и аддиктивного поведения детей.
III. Этап реализации программы на всех уровнях системы образования.
IV. Этап оценки эффективности.
Реализация программы подразумевала проведение лекционных и практических занятий в интерактивной форме, включая групповую и индивидуальную работу, а также привлечение специалистов медицинской сферы.
Так для субъектов каждого уровня системы образования были проведены мероприятия в рамках следующих тем:
- занятия с детьми и подростками по темам: «Ценность здорового выбора». Консультации и семинары-тренинги для родителей и педагогов по темам: «Стиль родительского воспитания», «Причины отклоняющегося поведения», «Возможности семьи в профилактике зависимостей», «Как сохранить психологическое здоровье педагога», «Формирование ценности здоровья в условиях ОУ» и др.
- для студентов семинары тренинги, акции по темам: «Здоровый выбор», «Я и мои цели», «Моя программа жизни» и др.
Этап оценки эффективности позволил определить качественные и количественные результаты программы для всех участников: участие 745 человек (40 детей старшего дошкольного возраста, 30 родителей, 10 педагогов/специалистов детского сада), 35 студентов-волонтеров, 70 педагогов ДОУ и школ, 230 воспитанников детских садов, 250 учащихся школ, 700 родителей. Проведено 62 мероприятия. На 45% процентов повысился уровень представлений у родителей в области организации оздоровления ребенка, способах профилактики отклонений в поведении ребенка в дошкольном возрасте. На 30% процентов повысился уровень представлений у педагогов о современных условиях формирования психофизического здоровья детей в условиях образовательной организации. К качественным показателям эффективности были отнесены: положительная обратная связь от участников программы, универсальность применения содержания программы в разных образовательных учреждениях.
Необходимо отметить, что эффективность реализации данной программы обеспечивалась: содержательным анализом выявленных данных диагностического этапа, опорой на базовый психологический механизм рефлексию, привлечением всех субъектов образовательного процесса, участием студентов-волонтеров, реализовывавшим работу по принципу «равный равному», привлечением специалистов медицинской сферы.
Теоретическая и практическая значимость программы состоит в том, расширены представления о процессе, способах формирования ценности здоровья у субъектов образования, а также в возможности использования педагогами, психологами различных учреждений предложенного комплекса психодиагностических методик и специализированной программы по формированию устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению психофизического здоровья у субъектов образовательного процесса.