- Кисельникова Наталья Владимировна
кандидат психологических наук, магистрант, Лондонский университет Биркбек, (Москва)
- Васин Георгий Михайлович
психометрик Центра психометрики и измерений в образовании Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», (Москва)
- Воронин Иван Александрович
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики, Психологический институт РАО, (Москва)
- Воронина Ирина Дмитриевна
младший научный сотрудник лаборатории возрастной психгенетики, Психологический институт РАО, (Москва)
- Данина Мария Михайловна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии, Психологический институт РАО, (Москва)
- Жамбеева Зарема Залимхановна
кандидат психологических наук, ведущий научный научный сотрудник, Психологический институт РАО, (Москва)
- Кабардов Мухамед Каншобиевич
доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
- Карпова Наталия Львовна
кандидат философских наук, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, заменить на - Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
- Малых Сергей Борисович
доктор психологических наук, заведующий лабораторией возрастной психогенетики, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
- Осадчева Ирина Игоревна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
- Попова Татьяна Анатольевна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, (Москва)
Актуальность, научная и практическая значимость
Эффективность образования, его способность отвечать на актуальные запросы общества, идти в ногу со временем должна обеспечиваться современными научными достижениями, динамичным взаимодействием содержания образовательных программ и технологий с новейшими научными открытиями. Осознание этого факта привело к принятию в 2007 г. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки". В свете этого закона особую роль приобретает сохранение и поддержание традиций подготовки профессионалов в среде научных организаций.
Со времени своего основания Г.И. Челпановым Психологический институт был и остается «учено-учебным заведением», «кузницей» для подготовки высококвалифицированных научных кадров для России, а сейчас и для стран ближнего зарубежья.
Научно-образовательная деятельность ПИ РАО является действующей площадкой для подготовки специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), проведения стажировок и повышения квалификации кадров России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Деятельность Образовательного центра Психологического института РАО обладает уникальными возможностями, поскольку строится непосредственно на основе результатов современных научных исследований, проводимых сотрудниками института, и обеспечивает условия для интеграции обучения и исследовательской работы для своих слушателей.
Основное содержание работы
Образовательный центр Психологического института РАО ведет работу по нескольким направлениям:
1. Внешние образовательные программы для специалистов, разработанные на основе результатов научных исследований, проводимых сотрудниками лабораторий Института.
Обучение в Образовательном центре ПИ РАО ведётся по 17-ти направлениям в соответствии с Лицензией № 0167 от 17.07.2012 г.
Авторами образовательных программ и преподавателями курсов повышения квалификации являются сотрудники ПИ РАО, кандидаты и доктора наук. Среди них – 70 человек – лауреаты премий Президента и Правительства РФ в области образования.
Целевая аудитория: психологи-практики, преподаватели ВУЗов, школьные педагоги и другие работники образовательных учреждений.
2. Внутренние образовательные программы для сотрудников института.
Данная группа программ, реализованных в 2014 году, включает в себя бесплатные курсы по английскому языку, методам математической обработки данных и психометрике, которые проводятся на инициативной основе молодыми сотрудниками ПИ РАО.
Целевая аудитория: сотрудники Психологического института, аспиранты, соискатели и стажеры, желающие повысить свою профессиональную компетентность как исследователей.
3. Научно-образовательные стажировки для студентов, магистрантов и аспирантов, докторантов, позволяющие ознакомиться с деятельностью лабораторий института, повысить научно-исследовательскую компетентность и подготовиться к защите диссертационных работ.
4. Научно-образовательные проекты для школьников и студентов. Уже 3-й год на базе ПИ РАО работает научно-образовательный проект для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее», в процессе которого старшеклассники знакомятся с научными понятиями и основами научно-исследовательской деятельности, участвуют в образовательных, практических и научных мероприятиях под руководством докторов и кандидатов наук – сотрудников ПИ РАО.
Результаты
1. За 2014 год обучение по внутренним образовательным программам прошло более 30 сотрудников Психологического института. Реализованы программы курсов: «Английский язык» (И.Д. Воронина), «Методы математической обработки данных» (И.А. Воронин), «Психометрика» (Г.М. Васин).
2. Слушателями курсов повышения квалификации стали более 70 психологов-практиков и преподавателей ВУЗов. В частности, реализованы программы обучения: «Психология здорового образа жизни и фитнеса» (М.М. Данина, Н.В. Кисельникова), «Передовые технологии психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития» (Е.А. Максудова), «Семейная логопсихотерапия как средство восстановления нарушенного речевого общения» (Н.Л. Карпова) и др.
3. В 2014 году сотрудниками ПИ РАО для широкого круга слушателей были проведены образовательные мастер-классы «Психология саморегуляции: подготовка школьников к сдаче государственных экзаменов» (В.И. Моросанова), «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика» (Н.П. Локалова), «Велнес-коучинг как новое направление в консультировании» (Н.В. Кисельникова), «Социально-психологические аспекты буллинга» (С.Ю. Тарасова) и др.
4. На базе ПИ РАО за прошедший год научно-образовательные стажировки прошло более 30 студентов, магистрантов и аспирантов, в том числе иногородних и иностранных (Великобритания, Германия и др.).
5. Завершен очередной этап реализации научно-образовательного проекта (Т.А. Попова) для школьников и студентов младших курсов, итогом которого стала подготовка докладов на XIX международном симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме».