«Защита детей от насилия и жестокого обращения: профилактика, выявление, помощь» (социально-психологический проект)
Актуальность проекта
Современное цивилизованное общество, несмотря на различие государственных политических подходов разных стран, стремится противодействовать насилию и жестокому обращению с детьми. (Райкус, Хьюз, Костенко, Алексеева) Российское законодательство защищает права ребенка сегодня, рассматривая его как личность, а не как собственность родителей. Граница вмешательства государства в семью – довольно сложная граница. Обязательное вмешательство необходимо в случае угрозы жизни и здоровья ребенка!
Наукой доказано, что семья жизненно необходима ребенку, и необходимо сохранять приоритет за биологической семьей. (Боулби Дж., Матейчек, Лагмейер) Из практики следует, что насилие над детьми, сложно выявить и оценить. Так, например, в русских семьях исторически сложилось применение ремня или «шлёпания» детей в воспитательных целях. Причем, в той же России, не били дворянских детей, а, напротив, эта мера наказания считалась крайне оскорбительной. Поэтому основой профилактики насилия над детьми, по нашему мнению, является работа с родителями по повышению их воспитательной культуры.
Дети, перенесшие насилие, на ранних этапах исключительно редко попадают в поле зрения врачей, органов опеки и КДН. По нашему мнению специалисты, работающие в детских учреждениях, первыми должны определять состояние ребенка, отслеживая риски, связанные с его здоровьем и развитием.
Таким образом, в данном проекте мы предлагаем следующие пути решения проблемы насилия и жестокого обращения с детьми:
- мониторинг состояния здоровья детей и оказание помощи детям в преодолении актуальных и отдаленных последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения;
- повышение уровня психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых
Цель проекта — выявление детей, переживающих актуальные и отдаленные последствия насилия и жестокого обращения, оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям и их родителям.
Задачи проекта
- Выявление детей-жертв насилия и жестокого обращения, нуждающихся в срочной психологической помощи.
- Создание безопасной среды для ребенка и ослабление влияния семейных обстоятельств, сопутствующих травмам детей.
- Создание условий для отреагирования ребенком негативных эмоций, связанных с переживанием травмирующего опыта.
- Исследование и модификация искаженных когнитивных представлений ребенка о себе, о ситуации и о других людях.
- Развитие экспрессивных, поведенческих и социальных навыков ребенка, необходимых для взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Повышение социально-правовой и психолого-педагогической грамотности родителей
Содержание проекта
1. Скрининг детских коллективов и выявление детей-жертв насилия и жестокого обращения, нуждающихся в срочной психологической помощи
Психологами ГБУ «Центра социальной помощи семье и детям г Арзамаса» регулярно проводится диагностическое обследования всех приходящих детей, которые в свою очередь имеют эмоциональные, поведенческие и познавательные проблемы.
В соответствие с выявленными проблемами все дети групп дневного пребывания занимаются со специалистами по программам развития навыков общения, познавательной сферы, социально-правовой компетентности, творческой активности, сенсорной реабилитации и др. в условиях психолого-педагогической поддержки, создания безопасной среды и ситуации успеха для каждого ребенка. Что само по себе несет положительную динамику в изменении состояния детей.
При этом срочные коррекционные меры по оказанию помощи в преодолении последствий травм, полученных в результате насилия, необходимы не всем, а отдельной группе детей, чьи показатели депрессии, напряженности эмоционального состояния наиболее высокие. (По мет. Ковак, Люшера, Дембо-Рубинштейн, Вегнера, Кучера, Алексеевой) В первую очередь в психокоррекционную группу включаются дети из семей, где факт насилия очевиден. (Комплексная диагностика включает результаты наблюдений специалистов и медицинского осмотра).
Так, в 2014 году в сопровождении психологов нуждались:
- 1 ребенок, ставший, жертвой бандитского нападения;
- 1 ребенок, перенесший оноко-заболевание;
- 1 ребенок, ставший жертвой ДТП;
- 2 детей - беженцев с Украины;
- 2 детей с особыми потребностями;
- 5 детей, из образовательных учреждений, имеющих статус лицея, гимназии, спорт-школы.
2. Индивидуальные и групповые занятия по программе помощи детям-жертвам насилия и жестокого обращения «Под зонтом»
По программе «Под зонтом» в 2014 году занималось 27 детей, это 10 % от всех детей, посещающих Центр. Цель программы – оказание помощи в преодолении детьми эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения. Программа наполнена техниками десенсибилизации, помогающими пережить актуальные и отдаленные последствия травм, а также упражнениями на развитие конструктивного, безопасного общения и поведения детей дома и в социуме. В качестве эффективных методов работы с детьми проявили себя техники энергичного позитивного настроя. (Козлов) В программе «Под зонтом» мы используем игры с парашютом. Они гарантируют расслабление, мгновенное вытеснение негативных эмоций, стимулирование активности, появление у детей таких эмоций как радость, удивление, интерес.
3. Индивидуальная и групповая работа с родителями
С родителями, чьи дети, попадают в поле зрения психологов, проводятся очные встречи с целью изменения ригидных воспитательных стереотипов, а также мотивации на дальнейшее сотрудничество с социальными службами, альтернативное (а по необходимости сопутствующее) вмешательству правоохранительных органов. Мероприятия для родителей могут включать:
- консультации родителей по вопросам воспитания детей
- сеансы семейной психотерапии
- занятия в клубах общения «МА-ПА»
- занятия в детско-родительских группах по программам «Наука быть семьей», «Я и мой ребенок»
- занятия по программе для замещающих родителей «Я – родитель»
Наиболее действенными психологическими методами работы с родителями, применяющими насилие в семье, стали групповые тренинги воспитательной компетентности и занятия на развитие детско-родительской привязанности.
Результаты реализации проекта
- обучено родительским навыкам 254 семьи с детьми от 1 до 15 лет;
- обучено взаимодействию с приемным ребенком 52 семьи;
- оказана психологическая помощь 27 детям, переживающим последствия насилия, которые были выявлены в результате комплексного обследования детских коллективов;
- оказана психологическая помощь 12 детям и их семьям, направленным организациями-партнерами – ОВД по г.Арзамасу, прокуратурой, органами опеки, комитетом по делам несовершеннолетних.
Качественные показатели:
- улучшение отношений родителей с детьми;
- преодоление детьми эмоциональных проблем: страхи, агрессивность, обидчивость;
- повышение самооценки у детей и снижение показателя депрессии;
- осознавание родителями бессмысленности физического наказания и расширение репертуара родительских реакций;
- получение родителями помощи в разрешении трудных ситуаций, связанных с домашним насилием;
- повышение родительской уверенности и самооценки, улучшение навыков общения;
- повышение уровня правовой грамотности у участников.