«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в Казанском суворовском военном училище в условиях реализации ФГОС ООО» (программа)
В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты возникла необходимость формирования комплексного подхода психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте стратегических изменений, происходящих в образовательном пространстве Российской Федерации.
Психологическое сопровождение предполагает комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Цель и задачи работы педагога-психолога ОО – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС; создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс; обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования; применение критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций; внедрение системы повышения психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций; выстраивание индивидуальных образовательных траекторий суворовцев и развивающей траектории КСВУ; подготовка методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся; психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы.
Этапы психологического сопровождения внедрения ФГОС в 5 классе
I этап – Психологическая диагностика
1.1. Диагностика потенциала учителя при внедрении ФГОС (компьютерная диагностика по программе «Effecton Studio»: оценка мотивации к успеху; оценка творческого потенциала; анкетирование «Оценка уровня инновационного потенциала педагогов при реализации ФГОС»).
Цель: формирование мотивационного компонента готовности педагогов, внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС.
1.2. Диагностика сформированности УУД у суворовцев (компьютерная диагностика по программе «Effecton Studio»: ВВПМ (познавательные УУД); характерологический опросник Леонгарда - Шмишека (личностные УУД); тест на определение школьной тревожности Филлипса (регулятивные УУД); тест Томаса (формы социального поведения); социометрия (коммуникативные УУД). Цель: Оценка сформированности УУД.
1.3. Изучение образовательных потребностей родителей (Анкета образовательных потребностей).
II этап – Психологическое просвещение и профилактика
2.1. Изучение опыта внедрения ФГОС других образовательных организаций г.Казани. Проведение семинаров по обучению педагогов методам и приемам формирования УУД, проектной деятельности; развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива взводов, повышения учебной мотивации; помощь в улучшении процесса адаптации вновь поступивших суворовцев. «Психологическая гостиная». Задачи заседаний «Психологической гостиной»: поиск новых профессиональных ресурсов, активизация профессиональной рефлексивной позиции учителя.
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции участников образовательного процесса.
2.2. Лектории для родителей, посвященные особенностям развития младших подростков в условиях КСВУ, трудностям в обучении. Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
III этап – Психологическое консультирование
3.1. Определение и корректировка индивидуальных образовательных траекторий суворовцев с учетом диагностики с целью оказания помощи в развитии УУД.
3.2. Преодоление психологических барьеров педагогов (по запросу). Цель: Снижение уровня тревожности педагогов.
3.3. Трудности адаптации суворовцев. Цель: Стабилизация эмоционального состояния родителей и детей.
IV этап – Коррекционно-развивающий
4.1. Программа по развитию личностных, коммуникативных, регулятивных УУД суворовцев. Цель: Развитие УУД суворовцев.
Результаты, выводы
В 2014 году началось внедрение данной программы в Казанском суворовском военном училище. Промежуточные результаты:
I этап – Психологическая диагностика. Подобраны методики и продиагностированы:
- анкетирование учителей «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива» (по Фиалкиной Т.В.) (Приложение 1);
- -сформированности УУД суворовцев (Приложение 2).
II этап – Психологическое просвещение и профилактика. Систематически проводятся:
- мероприятия с воспитателями и преподавателями Казанского суворовского военного училища (Приложение 3);
- лекторий для родителей, посвященный особенностям развития младших подростков, трудностям в обучении в условиях КСВУ (Приложение 4).
III этап – Психологическое консультирование.
- Определение и корректировка индивидуальных образовательных траекторий суворовцев с учетом диагностики; помощь по формированию УУД – составлены и реализуются планы работы с суворовцами, требующими особого психолого-педагогического подхода.
- Преодоление психологических барьеров педагогов (по запросу). Организованы консультации с воспитателями и преподавателями КСВУ – за 2014 уч.г. – 118 консультаций.
- Трудности адаптации суворовцев. Цель: стабилизация эмоционального состояния родителей и детей. Проводятся консультации с родителями суворовцев 5 класса КСВУ – за 2014 уч.г. – 114 консультаций.
IV этап – Коррекционно-развивающий.
Составлена и реализуется с суворовцами 5 класса «Программа по развитию личностных, коммуникативных, регулятивных УУД суворовцев» - за 2014 уч.г. проведено 11 занятий (Приложение 5).
Таким образом, психологическая служба Казанского суворовского военного училища, реализуя данную программу, считает целесообразным продолжить психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС. Проанализировать полученные результаты в конце учебного года с целью оценки эффективности программы и корректировки мероприятий на следующий учебный год.