«Исследование удовлетворенности участников общеобразовательного процесса как инструмент оценки качества образовательных услуг» (система регулярной многоплановой диагностики)
Доля граждан, участвующих в современном российском обществе в общеобразовательном процессе, приближается к трети. Детсадовцы и школьники, их мамы и папы, воспитатели и учителя – все они составляют ту многочисленную группу людей, для которых «общеобразовательные услуги» выступают либо продуктом ежедневного потребления, либо продуктом ежедневного производства. В экономике качество продукта влияет на его спрос, а спрос определяет предложение. В общем образовании качество продукта не влияет на его востребованность (ведь за парты в конкретной общеобразовательной школе, хорошая она или плохая, сядут согласно федеральному закону «Об образовании» все дети прикрепленного микрорайона), зато влияет на удовлетворенность образовательным процессом самих учеников, их родителей и учителей, формируя у них симпатию или неприязнь к своей школе и, возможно, школе вообще. В экономике целесообразность изучения качества продукта давно признана и, как следствие, накоплен большой арсенал инструментов оценки, чего нельзя сказать об общем образовании, в котором механизмов, позволяющих точно измерять качество образовательных услуг в их полном объеме, на сегодняшний день нет. Действительно, анализ учебных достижений и качества знаний учеников, мониторинг целей образования и дидактического процесса, диагностика используемых в образовании технических средств – все эти приемы показали себя как достаточно узкие, не всегда измеримые и затратные механизмы понимания того, как учится и преподается в конкретной школе. Что же дополнит их? - исследование мнений участников образовательного процесса. Достаточно ли хорошо современная школа готовит к ЕГЭ? Часты ли конфликты во взаимоотношениях учеников? Комфортно ли родителям взаимодействовать с классной? Чувствует ли учитель поддержку администрации школы? - все эти и многие другие вопросы не только интересны сами по себе и, как следствие, должны быть озвучены, но и позволяют увидеть школу глазами тех, кто в ней учится и преподает, глазами тех, кто знает ее не со страниц мониторингов и многочисленных отчетов, а «изнутри».
В полном тексте проекта (см. Дополнительные материалы) описывается система многопланового регулярного изучения мнений учеников, родителей и учителей о различных аспектах школьной жизни. Проект был реализован в течение 2010 – 2014 годов в образовательной системе г. Королёв Московской области. Его участниками стали более 2000 тысяч человек. В ходе его реализации в рамках самостоятельных диагностических замеров были исследованы: удовлетворенность выпускников условиями проведения ЕГЭ, эффективность взаимодействия между учениками и учителями, гармоничность распределения ответственности между семьей и школой в обучении и воспитании подростка-школьника, эффективность профилактики ученических суицидов в школах, удовлетворенность работой службы практической психологии образования. Для этого были разработаны пять самостоятельных диагностических анкет, проведен сбор мнений репрезентативных выборок респондентов, осуществлен статистический анализ полученных результатов, обсуждение итогов которого состоялось в рамках ряда научных статей и всероссийских и региональных конференций, многочисленных родительских собраний в школах города и педагогических советов в них же. Выводы каждого из замеров позволили четко понять, какие аспекты образовательных услуг требуют улучшения, что поместить в фокус конкретных преобразований, в каких позитивных переменах нуждается отдельный класс, отдельная школа, образовательная среда отдельного города. Описанная в полнотексте система изучения мнений научно обоснована, системна, структурирована, оптимальна (позволяет при минимуме затрат получить качественный результат), дает измеримые результаты и воспроизводима. Она полезна.
Общие результаты, достигнутые по итогам завершения всех этапов Проекта):
- повышение качества образовательных услуг за счет внедрения целевых мер, разработанных с учетом результатов исследования мнений участников образовательного процесса;
- своевременное выявление существующих трудностей в организации образовательного процесса, регулярное планирование соответствующих улучшений;
- осознанное, подробное и достоверное представление специалистов Городского комитета образования о выявленных особенностях оценки качества образовательных услуг, а также наличествующих, по мнению педагогов, родителей и учеников, проблемах в организации учебного процесса;
- активное участие педагогов, родителей и учеников в регулярном анкетировании, направленном на диагностику качества образовательных услуг;
- наличие муниципальной методической площадки; обобщение и трансляция инновационного опыта по диагностике качества образовательных услуг с использованием метода опроса учителей, родителей и учеников.
Полный текст проекта прилагается.