Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Исследование удовлетворенности участников общеобразовательного процесса как инструмент оценки качества образовательных услуг» (система регулярной многоплановой диагностики)


Автор:
Буровихина Ирина Александровна
Королёв Московской области

Доля граждан, участвующих в современном российском обществе в общеобразовательном процессе, приближается к трети. Детсадовцы и школьники, их мамы и папы, воспитатели и учителя – все они составляют ту многочисленную группу людей, для которых «общеобразовательные услуги» выступают либо продуктом ежедневного потребления, либо продуктом ежедневного производства. В экономике качество продукта влияет на его спрос, а спрос определяет предложение. В общем образовании качество продукта не влияет на его востребованность (ведь за парты в конкретной общеобразовательной школе, хорошая она или плохая, сядут согласно федеральному закону «Об образовании» все дети прикрепленного микрорайона), зато влияет на удовлетворенность образовательным процессом самих учеников, их родителей и учителей, формируя у них симпатию или неприязнь к своей школе и, возможно, школе вообще. В экономике целесообразность изучения качества продукта давно признана и, как следствие, накоплен большой арсенал инструментов оценки, чего нельзя сказать об общем образовании, в котором механизмов, позволяющих точно измерять качество образовательных услуг в их полном объеме, на сегодняшний день нет. Действительно, анализ учебных достижений и качества знаний учеников, мониторинг целей образования и дидактического процесса, диагностика используемых в образовании технических средств – все эти приемы показали себя как достаточно узкие, не всегда измеримые и затратные механизмы понимания того, как учится и преподается в конкретной школе. Что же дополнит их? - исследование мнений участников образовательного процесса. Достаточно ли хорошо современная школа готовит к ЕГЭ? Часты ли конфликты во взаимоотношениях учеников? Комфортно ли родителям взаимодействовать с классной? Чувствует ли учитель поддержку администрации школы? - все эти и многие другие вопросы не только интересны сами по себе и, как следствие, должны быть озвучены, но и позволяют увидеть школу глазами тех, кто в ней учится и преподает, глазами тех, кто знает ее не со страниц мониторингов и многочисленных отчетов, а «изнутри».

В полном тексте проекта (см. Дополнительные материалы) описывается система многопланового регулярного изучения мнений учеников, родителей и учителей о различных аспектах школьной жизни. Проект был реализован в течение 2010 – 2014 годов в образовательной системе г. Королёв Московской области. Его участниками стали более 2000 тысяч человек. В ходе его реализации в рамках самостоятельных диагностических замеров были исследованы: удовлетворенность выпускников условиями проведения ЕГЭ, эффективность взаимодействия между учениками и учителями, гармоничность распределения ответственности между семьей и школой в обучении и воспитании подростка-школьника, эффективность профилактики ученических суицидов в школах, удовлетворенность работой службы практической психологии образования. Для этого были разработаны пять самостоятельных диагностических анкет, проведен сбор мнений репрезентативных выборок респондентов, осуществлен статистический анализ полученных результатов, обсуждение итогов которого состоялось в рамках ряда научных статей и всероссийских и региональных конференций, многочисленных родительских собраний в школах города и педагогических советов в них же. Выводы каждого из замеров позволили четко понять, какие аспекты образовательных услуг требуют улучшения, что поместить в фокус конкретных преобразований, в каких позитивных переменах нуждается отдельный класс, отдельная школа, образовательная среда отдельного города. Описанная в полнотексте система изучения мнений научно обоснована, системна, структурирована, оптимальна (позволяет при минимуме затрат получить качественный результат), дает измеримые результаты и воспроизводима. Она полезна.

Общие результаты, достигнутые по итогам завершения всех этапов Проекта):

  1. повышение качества образовательных услуг за счет внедрения целевых мер, разработанных с учетом результатов исследования мнений участников образовательного процесса;
  2. своевременное выявление существующих трудностей в организации образовательного процесса, регулярное планирование соответствующих улучшений;
  3. осознанное, подробное и достоверное представление специалистов Городского комитета образования о выявленных особенностях оценки качества образовательных услуг, а также наличествующих, по мнению педагогов, родителей и учеников, проблемах в организации учебного процесса;
  4. активное участие педагогов, родителей и учеников в регулярном анкетировании, направленном на диагностику качества образовательных услуг;
  5. наличие муниципальной методической площадки; обобщение и трансляция инновационного опыта по диагностике качества образовательных услуг с использованием метода опроса учителей, родителей и учеников.

Полный текст проекта прилагается.

 

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su