Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Тренинг управления тревогой» (программа тренинга)


Актуальность. Переживание тревоги является одним из наиболее распространенных эмоциональных состояний, возникающих у человека в ситуациях социальных угроз. К таким угрозам относятся: угроза жизни при террористических актах или обострении социально-политических конфликтов, угроза чувству собственного достоинства в ситуациях насилия или психологического давления, угроза чувству уверенности в завтрашнем дне в ситуациях неопределенности, связанных с резким нарушением привычного порядка жизни во время социально-экономических и политических кризисов.

В связи с этим разработка программы тренинга управления тревогой и его апробация в условиях практико-ориентированного обучения в вузе представляется весьма актуальным направлением работы по профилактике профессионального выгорания у будущих специалистов в сфере помогающих профессий.

Научная значимость заключается в теоретико-методологическом обосновании концептуальной модели тренинга управления тревогой, выделении пяти компетенций, которые вносят свой вклад в формирование экстремальной компетентности, определяющей готовность, способность и умение личности управлять тревогой в той или иной ситуации социальной угрозы.

Практическая значимость определяется положительными результатами апробации программы данного тренинга в рамках образовательного процесса в Псковском государственном университете и возможностью воспроизведения его другими психологами при использовании представленной программы тренинга, включающей в том числе описание комплекса технологий, техник и упражнений, направленных на формирование компетентности личности в управлении тревогой.

Основное содержание работы (или ее этапы):

В основе концептуальной модели тренинга управления тревогой в ситуациях социальных угроз положены представления о тревоге в рамках различных психотерапевтических школ (психоанализ, юнгианский подход, гештальт-терапия, экзистенциальная психотерапия и др.); современные представления о личной безопасности и ее нарушениях; представления о психологической травме, ее последствиях для личности и методах работы с ними; алгоритм технологичного подхода к созданию тренинга. При разработке концептуальной модели тренинга использовались также результаты анализа и обобщения эмпирических данных, полученных в ходе прикладного исследования субъективного образа психологической безопасности студентов, а именно: характеристики восприятия и отношения к ожидаемой террористической угрозе, базовые убеждения студентов, типы и характеристики защищенности молодежи, интегральные компоненты психологической безопасности, а также факторы риска, представленные в монографии по психологической безопасности (Е.И. Середа, Н.Б. Парфенова, 2013 г.).

Цель тренинга — формирование и развитие у молодых людей и девушек компетенций, обеспечивающих необходимый уровень личной защищенности, способность справляться с тревогой в экстремальных ситуациях, в том числе в ситуациях ожидаемой террористической угрозы и в ситуациях социальных угроз.

Основные задачи тренинга:

  1. оказание психологической поддержки в экзистенциально-напряженной ситуации, связанной с реальной или потенциальной угрозой психологической безопасности личности;
  2. осознавание личного отношения к основным экзистенциальным данностям и их принятие;
  3. обучение студентов способам конструктивного обращения с тревогой;
  4. оказание консультативной помощи в решении личностных проблем учащейся молодежи, связанных с влиянием их прошлого травмирующего опыта на способность переносить тревогу в ситуациях угрозы в настоящем;
  5. осознавание базисных убеждений, способствующих усилению тревоги, и их преобразование;
  6. формирование у студентов адекватного чувства самоценности и уверенности в своей способности справляться с тревогой, возникающей в ситуациях социальных и личных угроз.

Программа тренинга состоит из пяти модулей, включающих описание групповых процедур и упражнений. Модуль «Восприятие ситуаций социальной угрозы» посвящен исследованию этих ситуаций и страхов, с ними связанных. Модуль «Экзистенциальные данности и переживание тревоги» направлен на встречу с такими данностями как конечность жизни, свобода и ответственность, одиночество и бессмысленность. Модуль «Способность переносить тревогу» сфокусирован на исследовании влияния прошлого опыта личности на эту способность. Модуль «Стратегии совладания с тревогой» посвящен психологическим защитам от переживания тревоги и стратегиям ее преобразования. Модуль «Базисные убеждения личности и устойчивость к тревоге» направлен на исследование их влияния на чувство защищенности и возможностям восстановления целостности личности.

Результаты, выводы.

Результаты: концептуальная модель тренинга управления тревогой в экстремальных ситуациях, алгоритм создания модели данного тренинга, его программа; апробация технологий коррекции эмоционально-личностных отклонений у студентов, переживших опыт нарушения безопасности, и их алгоритмы.

Выводы: учитывая нарастание социально-политической напряженности во внешнем окружении России и социально-экономической напряженности – внутри нашей страны, следствиями чего является увеличение неопределенности и тревоги у большей части населения, включая наименее социально-защищенные группы, востребованность тренинга управления тревогой представляется весьма актуальной.

Внедрение программы тренинга или отдельных его модулей в образовательный процесс в вузе или в мероприятия, проводимые вне учебного процесса, позволяют подготовить молодых людей и девушек к встрече с теми переживаниями, которые возникают у большинства людей, когда их жизнь и ее качество, а также их чувство собственного достоинства и уверенность в будущем подвергаются социальным угрозам того или иного рода, в том числе, в результате заражения чувствами тревоги, страха и беспомощности, переживаемыми их близкими или значимыми другими в экстремальных или кризисных ситуациях.

 

Учебно-методическое пособие Е.И. Середы «Технологии профилактики и коррекции нарушений чувства безопасности у молодежи» участвует в конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологическом образовании»


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su