- Емельянова Светлана Викторовна
медицинский психолог, БУ «Республиканская психиатрическая больница» МЗ ЧР (Чебоксары)
Свое здоровье надо беречь собственными усилиями.
Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь.
Гиппократ, знаменитый древнегреческий врач, «отец медицины»
Актуальность
Суицидальное поведение, в том числе и в детско-подростковом возрасте, продолжает оставаться одной из наиболее острых медико-социальных проблем современности. Детский и подростковый возрастные периоды имеют биологические и психологические специфические особенности (Сухарева Г.Е., 1959, 1974; Ушаков Г.К., 1973; Ковалев В.В., 1985,1986), которые повышают уязвимость к воздействию социально-психологических факторов (Гурьева В.А. Семке В Л., Гиндикин В Л., 1994), а у детей с психическими заболеваниями мишень уязвимости увеличивается.
Согласно работам многих авторов, суицидальную попытку могут совершать лица с разными вариантами пограничной нервно-психической патологии: депрессивными реакциями и состояниями, расстройствами и развитиями личности, а также обнаруживать различные формы дезадаптации (Сизиков М.В., 1999, Скибина А.Г., Виноградова И.А., 2000, Калачева И.О., 2000, Барденштсйн Л.Н., Можгинский Ю.Б., 2000).
Основной акцент в процессе реабилитации должен ставиться на тесном сотрудничестве врача-психиатра с медицинским психологом на первых этапах, а в дальнейшем в процессе реабилитации всецело на психолога.
Новизна программы заключается в реабилитации детей и подростков с суицидальным поведением и наличия верифицированного диагноза психического расстройства. Собственные авторские упражнения на этапах 1 и 2 впервые активно задействуются в работе с детьми и семьей.
Практическая значимость программы в том, что она решает задачу повышения эффективности реабилитационных мероприятий у детей с психическими нарушениями, выработку положительных установок, интеллектуальное овладение и структурирование кризисной ситуации, подключение имеющихся личностных ресурсов, поддержание достигнутых результатов и использование в дальнейшем самим пациентом для приобретения креативных коппинг — механизмов самостоятельного преодоления кризисных ситуаций.
Цель и задачи программы
Цель: повышение социально-психологической адаптированности детей и подростков с психическими нарушениями, совершивших суицидальную попытку, формирование адаптивных паттернов поведения, превенция суицидального поведения.
Задачи:
- активизация адаптивного потенциала суицидентов;
- формирование и определение «стратегической» направленности адаптации;
- активизация рациональных когнитивных возможностей личности суицидента в рекоструктивном и реабилитационном плане;
- активизация реабилитационных возможностей суицидента и др.
Содержание программы
Данная программа — возможность провести психокоррекционную работу, позволяющую своевременно оказать помощь детям – обрести адекватную самооценку, увеличить способность к конструктивному решению сложных вопросов и предотвратить суицидальное поведение. Программа реализуется как в стационарном, так и в амбулаторном звене, что позволяет реализовать программу в полном объеме вне зависимости от сроков госпитализации, этапов лечения.
Работа по программе проводилась на базе детского и диспансерного отделений БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздравсоцразвития Чувашии (г. Чебоксары).
Группа больных формировалась из пациентов, рекомендованных лечащими врачами с учетом показаний к индивидуальной и групповой психотерапии. В соответствии с целью и задачами были охвачено 42 ребенка в возрасте от 12 до 17 лет включительно, совершивших суицидальную попытку. С патохарактерологическими расстройствами личности в их клинико-динамических вариантах: акцентуации с ЛР (личностные расстройства), патохарактерологические реакции и патохарактерологические развития. Применение данной программы реабилитации детей и подростков, совершивших суицидальную попытку, позволило добиться достаточно высокой результативности 81% пациентов, что свидетельствует об эффективности внедренных и апробированных терапевтических мер. Неполное выздоровление наблюдалось в целом у 12% детей и подростков; состояние с незначительным улучшением уровня адаптивных возможностей — в 7% случаев.
Психотерапевтический комплекс включал как индивидуальную и групповую психокоррекцию суицидента, так и работу с его ближайшим окружением. Продолжительность занятий в среднем — 60 мин. Весь цикл состоял ± из 30 занятий. Учитывалось соотношение методов и приемов реабилитационного воздействия в зависимости от формы и динамики расстройства у детей и подростков, симптоматики на текущий момент времени, максимальную индивидуализацию лечения.
Программа реабилитации предусматривает три этапа:
Началу цикла предшествует первый этап — когнитивный, который включает: формирование зрелого стиля мышления в соответствии с возрастными особенностями. Мероприятия на этом этапе направлены на изменение субъективного отношения суицидента к своему состоянию, реальности, изменение внутреннего восприятия и ее оценки на происходящее, изменении иррациональных установок и др.
Второй этап — личностный. Основывается на обучении приспособительных умений, необходимых при столкновении со сложными жизненными ситуациями.
Третий этап — восстановительный, который способствует поддержанию достигнутых результатов и может использоваться в дальнейшем самим пациентом для более полного восприятия им окружающего мира.
Ожидаемые результаты
- Расширение когнитивных возможностей в принятии решений.
- Критического осознания дезадаптивного поведения, неадаптивных, деструктивных форм поведения.
- Осознание возможности саморегуляции эмоций, волевых процессов.
- Мобилизация ресурса личности и др.
Выводы
Психокоррекционная работа способствовала росту ответственности при принятии решений, формированию конструктивных способов решения проблем, адекватному эмоциональному реагированию, изменению патологических стереотипов поведения и формированию адаптивных копинг-стратегий.