Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа медико-психологической реабилитации детей и подростков с суицидальным поведением “Жить здорово”»


Свое здоровье надо беречь собственными усилиями.
Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь.

Гиппократ, знаменитый древнегреческий врач, «отец медицины»

 

Актуальность

Суицидальное поведение, в том числе и в детско-подростковом возрасте, продолжает оставаться одной из наиболее острых медико-социальных проблем современности. Детский и подростковый возрастные периоды имеют биологические и психологические специфические особенности (Сухарева Г.Е., 1959, 1974; Ушаков Г.К., 1973; Ковалев В.В., 1985,1986), которые повышают уязвимость к воздействию социально-психологических факторов (Гурьева В.А. Семке В Л., Гиндикин В Л., 1994), а у детей с психическими заболеваниями мишень уязвимости увеличивается.

Согласно работам многих авторов, суицидальную попытку могут совершать лица с разными вариантами пограничной нервно-психической патологии: депрессивными реакциями и состояниями, расстройствами и развитиями личности, а также обнаруживать различные формы дезадаптации (Сизиков М.В., 1999, Скибина А.Г., Виноградова И.А., 2000, Калачева И.О., 2000, Барденштсйн Л.Н., Можгинский Ю.Б., 2000).

Основной акцент в процессе реабилитации должен ставиться на тесном сотрудничестве врача-психиатра с медицинским психологом на первых этапах, а в дальнейшем в процессе реабилитации всецело на психолога.

Новизна программы заключается в реабилитации детей и подростков с суицидальным поведением и наличия верифицированного диагноза психического расстройства. Собственные авторские упражнения на этапах 1 и 2 впервые активно задействуются в работе с детьми и семьей.

Практическая значимость программы в том, что она решает задачу повышения эффективности реабилитационных мероприятий у детей с психическими нарушениями, выработку положительных установок, интеллектуальное овладение и структурирование кризисной ситуации, подключение имеющихся личностных ресурсов, поддержание достигнутых результатов и использование в дальнейшем самим пациентом для приобретения креативных коппинг — механизмов самостоятельного преодоления кризисных ситуаций.

Цель и задачи программы

Цель: повышение социально-психологической адаптированности детей и подростков с психическими нарушениями, совершивших суицидальную попытку, формирование адаптивных паттернов поведения, превенция суицидального поведения.

Задачи:

  • активизация адаптивного потенциала суицидентов;
  • формирование и определение «стратегической» направленности адаптации;
  • активизация рациональных когнитивных возможностей личности суицидента в рекоструктивном и реабилитационном плане;
  • активизация реабилитационных возможностей суицидента и др.

Содержание программы

Данная программа — возможность провести психокоррекционную работу, позволяющую своевременно оказать помощь детям – обрести адекватную самооценку, увеличить способность к конструктивному решению сложных вопросов и предотвратить суицидальное поведение. Программа реализуется как в стационарном, так и в амбулаторном звене, что позволяет реализовать программу в полном объеме вне зависимости от сроков госпитализации, этапов лечения.

Работа по программе проводилась на базе детского и диспансерного отделений БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздравсоцразвития Чувашии (г. Чебоксары).

Группа больных формировалась из пациентов, рекомендованных лечащими врачами с учетом показаний к индивидуальной и групповой психотерапии. В соответствии с целью и задачами были охвачено 42 ребенка в возрасте от 12 до 17 лет включительно, совершивших суицидальную попытку. С патохарактерологическими расстройствами личности в их клинико-динамических вариантах: акцентуации с ЛР (личностные расстройства), патохарактерологические реакции и патохарактерологические развития. Применение данной программы реабилитации детей и подростков, совершивших суицидальную попытку, позволило добиться достаточно высокой результативности 81% пациентов, что свидетельствует об эффективности внедренных и апробированных терапевтических мер. Неполное выздоровление наблюдалось в целом у 12% детей и подростков; состояние с незначительным улучшением уровня адаптивных возможностей — в 7% случаев.

Психотерапевтический комплекс включал как индивидуальную и групповую психокоррекцию суицидента, так и работу с его ближайшим окружением. Продолжительность занятий в среднем — 60 мин. Весь цикл состоял ± из 30 занятий. Учитывалось соотношение методов и приемов реабилитационного воздействия в зависимости от формы и динамики расстройства у детей и подростков, симптоматики на текущий момент времени, максимальную индивидуализацию лечения.

Программа реабилитации предусматривает три этапа:

Началу цикла предшествует первый этап — когнитивный, который включает: формирование зрелого стиля мышления в соответствии с возрастными особенностями. Мероприятия на этом этапе направлены на изменение субъективного отношения суицидента к своему состоянию, реальности, изменение внутреннего восприятия и ее оценки на происходящее, изменении иррациональных установок и др.

Второй этап — личностный. Основывается на обучении приспособительных умений, необходимых при столкновении со сложными жизненными ситуациями.

Третий этап — восстановительный, который способствует поддержанию достигнутых результатов и может использоваться в дальнейшем самим пациентом для более полного восприятия им окружающего мира.

Ожидаемые результаты

  • Расширение когнитивных возможностей в принятии решений.
  • Критического осознания дезадаптивного поведения, неадаптивных, деструктивных форм поведения.
  • Осознание возможности саморегуляции эмоций, волевых процессов.
  • Мобилизация ресурса личности и др.

Выводы

Психокоррекционная работа способствовала росту ответственности при принятии решений, формированию конструктивных способов решения проблем, адекватному эмоциональному реагированию, изменению патологических стереотипов поведения и формированию адаптивных копинг-стратегий.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su