- Ахмеров Рашад Анварович
Кандидат психологических наук, Практикующий психолог (онлайн, очно), Онлайн, очно, (Набережные Челны, Россия)
- Алехина Дина Фаридовна
учитель начальных классов, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Безрукова Эльвира Валерьевна
педагог-психолог, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Казанкина Светлана Геннадьевна
директор, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Крепак Наталья Александровна
учитель истории и обществознания, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Кузнецова Елена Игоревна
учитель английского языка, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Лебедева Инесса Владимировна
учитель изобразительного искусства, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Лундовских Лариса Петровна
учитель русского языка и литературы, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Магамадова Юлия Юрьевна
педагог-психолог, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Мирук Ирина Анатольевна
учитель начальных классов, на пенсии с 2014 года, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Уракова Юлия Витальевна
учитель начальных классов, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Чухно Наталья Анатольевна
заместитель директора, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Шайхуллова (Зарипова) Лилия Галимзяновна
учитель татарского языка, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
- Якупова Лилия Расимовна
педагог-психолог, МАОУ гимназия № 61, (Набережные Челны)
Актуальность
Ценностные ориентации подрастающего поколения влияют на стабильность и благополучие каждого человека, семьи, общества и страны. Для формирования российской гражданской идентичности (как высшей формы духовно-нравственного развития у выпускников общеобразовательной школы) разрабатываются различные психолого-педагогические программы. Однако в этих программах не всегда четко обозначена их объединяющая и мотивирующая основа для участников педагогического процесса. По нашему мнению, психобиографический подход в формировании основ российской гражданской идентичности, придает системный характер воспитательному процессу, благодаря соединению личной биографии ребенка, истории семьи и рода с историей страны – Родины.
Теоретико-методологическая основа
Наша программа является продолжением развития идей авторской программы «Семь Я», разработанной М.А. Дозоровой, Н.В. Кошлевой и А.А. Кроником для детей дошкольного возраста (2001, 2005).
Теоретико-методологической основой нашей программы «Мой путь в будущее» для учащихся начальной школы (далее «программа») является психобиографический подход в психологии жизненного пути. Программа опирается на Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцию развития поликультурного образования в РФ.
За основу нашей программы мы взяли проверенные временем ключевые факторы воспитания:
- роль семьи в воспитании ребенка;
- роль школы в усвоении детьми основных ценностей гражданского общества;
- роль деятельности, которая в нашей программе конкретизируется в использовании проектного метода;
- роль родословной и значимых других в поисках себя и своего места в социуме;
- значимость нравственного и эстетического воспитания;
- значимость детства в воспитательном процессе;
- значимость личной биографии для человека.
Характеристика психобиографической программы «Мой путь в будущее»
В гимназии № 61 г. Набережные Челны нами разработана и начата реализация психолого-педагогической программы воспитания юных граждан России «Мой путь в будущее» для учащихся начальной школы.
Цель психобиографической программы «Мой путь в будущее» заключается в формировании основ российской гражданской идентичности у младших школьников.
Задачи:
- сформировать у детей нравственно-духовные установки взаимодействия и сотрудничества в поликультурном социуме;
- сформировать у детей основы генеалогического мышления: умение мыслить в историческом времени своей родословной, видеть свою значимую роль в цепи родословной;
- интегрировать личную биографию ребенка, историю его семьи и рода в историю города, региона, страны и мира.
Способ реализации: проектный метод.
Конечный продукт воплощается в тематических семейных альбомах.
Руководитель программы: учитель начальных классов.
Психологическое сопровождение: педагог-психолог.
Составители альбома: семья.
Методический материал: альбомы-путеводители для начальной школы.
Время проведения: внеурочное время.
Срок реализации: четыре года.
В первом классе дети познают историю своей семьи и рода во взаимосвязи с городом, в котором они живут; во втором – республикой (регионом); в третьем – Россией (страной); в четвертом – другими странами, миром, включая свой внутренний мир.
В нашей программе взаимосвязь истории семьи и рода с городом, республикой, страной и миром соответствует 4-м составляющим поликультурного образования: этнокультурной, национально-территориальной, общероссийской, мировой. Тематика альбомов соответствуют трем уровням этнополитической модели российской гражданской нации: этнокультурный, национально-территориальный, общегосударственный.
Проектные работы (ребенка, родителей и педагогов) – семейные альбомы остаются в семье, как семейная реликвия. Это выступает одним из мотивирующих факторов интереса родителей к нашему проекту.
Формирование основ российской гражданской идентичности у младших школьников проводится через тематические задания, представленные в альбомах программы «Мой путь в будущее».
Этапы и формы реализации программы
Работа по нашей программе состоит из 4-х этапов: планирования, мотивирования, реализации, подведения итогов.
Вначале формируется мотивация родителей и детей к участию в программе через игры и предварительные занятия совместно с детьми.
Занятия со школьниками по альбому-путеводителю проводятся 2 раза в неделю внеурочно по 35 минут. Листы-задания альбома-путеводителя даются детям постранично. Альбомы можно использовать как в цветном, так и в черно-белом варианте. В последнем варианте дети разукрашивают каждую страничку сами по своему усмотрению.
Если ребенок растет в неполной семье, тогда другого родителя может заменить значимый для семьи человек.
Каждый год, по итогам работы проводится семейный праздник с презентацией альбомов-путеводителей каждой семьи.
Результаты
Психобиографическая программа «Мой путь в будущее» для формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников разработана и издана в виде альбомов-путеводителей:
- Мой путь в будущее: Я, моя семья, мой город. Альбом-путеводитель для познания себя, других и мира первоклассниками / Под ред. Р.А.Ахмерова. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2012. 51 с.
- Мой путь в будущее: Я, моя семья, моя Республика. Альбом–путеводитель для познания себя, других и мира второклассниками / Под ред. Р.А.Ахмерова. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2012. 51 с.
- Мой путь в будущее: Я, моя семья, моя страна. Альбом–путеводитель для познания себя, других и мира третьеклассниками / Под ред. Р.А.Ахмерова. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2013. 50 с.
- Мой путь в будущее: Я, моя семья, мой мир. Альбом–путеводитель для познания себя, других и мира четвероклассниками / Под ред. Р.А.Ахмерова. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2014. 64 с.
Сокращенный, иллюстрационный варианты альбомов приведены в дополнительных материалах.
Проверка эффективности нашей программы показывает его результативность в повышении позитивного отношения к себе, семье, городу, республике проживания, России (в дополнительных материалах).
Опросы родителей показывают положительные отзывы о нашей программе «Мой путь в будущее» (в дополнительных материалах).
Заключение
Психобиографический подход обогащает и дополняет другие подходы в формировании основ российской гражданской идентичности, а также позволяет связать воспитательные воздействия с Я-концепцией, субъективными картинами жизненного пути и жизненного мира маленького человека одновременно формируя их. Значимые для ребенка люди принимают здесь активное участие в совместной деятельности по воссозданию и построению историй жизненного пути семьи и рода.