«Научная концепция Музея истории Российской психотерапии» (научно-исследовательская работа)
По мнению многих психотерапевтов, озвученному Э.Г. Эйдемиллером, «Психотерапия уже стала самостоятельной междисциплинарной специальностью. Она интегрировала в себе такие виды человеческой практики, как религия, философия, медицина, психология, педагогика, этика, искусство, политика». К сожалению, междисциплинарный характер психотерапии негативно сказывается на ее научном осмыслении. Достаточно упомянуть, что такой важный аспект, как история психотерапии, в отечественной научной литературе долгое время находился как бы в тени других наук.
Научное познание в области истории любой дисциплины не сводится к описанию фактов биографии той или иной персоны и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов. Психотерапия не является исключением, без многостороннего исторического анализа уже пройденного пути невозможно прогнозировать дальнейшее развитие российской психотерапии. По нашему мнению, несомненно, важным направлением является изучение развития психотерапии через призму рождения, становления и диалога научных школ.
На современном этапе развития культурно-образовательного пространства учреждением, являющимся пространством реализации научных исследований исторического плана, может быть музей.
По справедливому замечанию М.Б. Пиотровского, современные музеи меняются, из культурно-развлекательных учреждений они превращаются в научные центры, проводящие как самостоятельные исследования, так и предоставляющие свои фонды для независимых исследователей.
Л.А. Маркина констатирует, что современные музеи все чаще входят в систему научно-исследовательских учреждений, их деятельность во многом складывается из профильных и музееведческих изысканий. Научные исследования в рамках профильных наук соответствуют тем направлениям научного поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи.
24 мая 2013 года на Всероссийской конференции, приуроченной к 25-летию Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ), состоялся доклад В.Ю. Слабинского «Торжок в зеркале российской психотерапии». В лекции впервые было рассказано о переплетении судеб живших в разное время в Торжке первого русского психотерапевта князя Алексея Владимировича Долгорукова (1813 — 1874 (?)) и автора первой в мире позитивной психотерапии Александра Ивановича Яроцкого (1866 — 1944), а также была высказана идея создания в составе ВИЭМ Музея истории Российской психотерапии.
После того, как идея Музея истории Российской психотерапии была поддержана директором ВИЭМ А.М. Михайловым, нами была разработана и начала внедряться научная концепция музейной экспозиции.
Авторский алгоритм запуска нового проекта на стыке психологии, психотерапии, педагогики и культуры по технологии start-up.
Разработка научной концепции Музея истории Российской психотерапии состояла из четырех этапов.
На первом этапе была проанализирована деятельность музеев-аналогов.
На втором этапе разработки концепции был найден программный контекст Музея истории Российской психотерапии, позволивший найти механизмы финансирования данного проекта в рамках федеральной целевой программы.
Третий этап — презентация и обсуждение научной концепции Музея истории Российской психотерапии во Всероссийском историко-этнографическом музее — состоялся 21 февраля 2014 года. Нами был предложен перспективный план развертывания идеи: структура, экспозиции, интерактивы, мероприятия, научная работа.
Полное название: Дом Князя-магнетизёра. Музей истории Российской психотерапии.
Метафора: дерево как олицетворение истории Российской психотерапии. Важно всё — корни, ствол, ветви, плоды. Дерево укоренено в прошлом и растет в будущее.
Структура:
Зал № 1. Торжок — исток Российской психотерапии. Музейные экспонаты рассказывают о жизни и профессиональном пути Князя А.В. Долгорукова: учеба в Париже, работа в больницах Москвы и Санкт-Петербурга, жизнь в Торжке. Выставка книг А.В. Долгорукова, портреты его учителей.
Зал № 2. Этапы развития медицинской (психологической) модели Российской психотерапии: от гипноза до личностно-ориентированной психотерапии. Портреты и биограммы: В.Н. Бехтерева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.Ф. Лазурского, В.Ф. Чижа, А.И. Яроцкого, В.Н. Мясищева, В.Е. Рожнова, Б.Д. Карвасарского и других.
Зал № 3. Этапы развития социокультурной (психологической) модели Российской психотерапии. Портреты и биограммы: Н.И. Надеждина, И.А. Сикорского, К.Д. Кавелина, Н.Я. Грота, Г.И. Челпанова и других. Стендовые лекции: «Историко-этнографические предпосылки возникновения психотерапии (гипноза)»; «Сновидение как предмет научного анализа»; «Использование этнографического материала в современной психотерапии» (работа с народной куклой, психотерапевтические функции народной одежды, этнической символики и т.д.) и другие.
Зал № 4 (Мансарда). Научная резиденция, где будут проживать специалисты, приглашенные музеем для проведения научных изысканий в фондах ВИЭМ, отчета и внедрения полученных результатов.
Зал № 5 (Флигель). Гипнотарий — реконструкция мастерской магнетизера середины XIX века. История клинического гипноза: от месмеризма до гипносуггестивной психотерапии. Портреты и биограммы: И.З. Вильвовского, К.И. Платонова, К.М. Дубровского, А.Р. Довженко, Л.П. Яцкова и других. Коллекция аудиозаписей сеансов гипносуггестивной психотерапии советских и российских мастеров.
Зал № 6 (Летний павильон). Пространство для проведения научных конференций, семинаров, фестивалей плейбэктеатров и психологическеских театров.
Экспозиции и музейные легенды разрабатываются в трех версиях: 1) для специалистов; 2) для неспециалистов (взрослых); 3) для детей.
Интерактивы:
- Мультимедийная лекция, посвященная истории Российской психотерапии.
- «В гостях у психолога» — знакомство с достижениями современной психодиагностики. Презентации психодиагностических комплексов.
- Научно-популярный фильм про методику позитивной куклотерапии «Дары Макоши: куклы, игры, обереги». Видеоуроки по изготовлению народных кукол.
- Мастер-классы: по работе с народной куклой, методике «Древо характера», песочной психотерапии, фототерапии и другим арт-терапевтическим методикам (для специалистов, для неспециалистов: взрослых и детей) [22].
- Игровые программы для взрослых и детей, имеющие целью популяризацию психотерапии.
- Сеансы анималотерапии для взрослых и детей.
Научные мероприятия:
- Конференции по психотерапии и психологии, педагогике и социальной работе.
- Фестивали психологических театров.
- Арт-терапевтические фестивали.
Библиотека и книжный магазин.
Четвертый этап — начало реализации концепции и пилотные мероприятия. 17 мая 2014 года состоялась закрытая презентация Музея истории Российской психотерапии для участников «Весенней школы Гильдии психотерапии и тренинга» в Твери. В тот же день в рамках международного проекта «Ночь музеев» авторы концепции провели два мастер-класса «Шестое чувство. Развиваем интуицию»: 1) для специалистов; 2) для неспециалистов. В августе 2014 года на базе Музея истории Российской психотерапии состоялся 3-дневный семинар по психотерапии, организованный Гильдией психотерапии и тренинга.
Нам видится, что создание специализированного института — Музея истории Российской психотерапии — придаст новый импульс не только изучению истории психотерапии, но и развитию психологии и медицины.
Результаты проекта докладывались на международных конференциях: VI Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского (к 140-летию со дня рождения) (Санкт-Петербург, 2014); Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» (Ярославль, 2014) и опубликованы в журнале «Медицинская психология в России».
- Воищева Н.М., Слабинский В.Ю. «Музей истории Российской психотерапии: концепция и научные перспективы»
- Слабинский В.Ю. «Концепция Музея истории Российской психотерапии» (Санкт-Петербург, 2014)
- Слабинский В.Ю. «Торжок в зеркале российской психотерапии» (Торжок, 2013)
- Слабинский В.Ю. «Откуда есть пошла русская психотерапия»: статья в «Психологической газете»