«Технологии профилактики и коррекции нарушений чувства безопасности у молодежи» (учебно-методическое пособие)
Актуальность. Террористические акты, случившиеся в течение последнего десятилетия в России и других странах, оказали влияние на формирующееся чувство психологической защищенности у подрастающего поколения, что стимулировало изучение терроризма как одного из актуальнейших на сегодняшний день объектов научных исследований. Эти события, представляющие реальную или потенциальную угрозу для жизни, усиливают тревожность у тех, кто был их участниками или свидетелями, а также у тех, кто слушает или смотрит информационные сообщения о них в СМИ. Ряд исследователей называют повышенную тревожность одним из внутренних факторов, предрасполагающих к развитию признаков посттравматического стресса, возникающего в результате воздействия таких событий. В связи с этим разработка технологий снижения тревожности представляется весьма актуальным направлением работы по профилактике психологических отклонений у молодежи.
Научная значимость заключается в изучении психологических реакций молодежи на ожидаемую террористическую угрозу и возможностей обеспечения личной безопасности в условиях социальных угроз и нарастания социальной и национально-этнической напряженности в тех или иных регионах нашей страны. Кроме того, значимость проекта заключается в теоретико-методологическом обосновании технологий психологического сопровождения студенческой молодежи в этих условиях.
Практическая значимость определяется результатами разработки и внедрения в образовательный процесс в Псковском государственном университете программы психологической профилактики эмоционально-личностных нарушений, возникающих в ситуациях социальных угроз у студенческой молодежи. Сами технологии, влияющие на повышение уровня психологической защищенности человека в экстремальной ситуации и, соответственно, на его психологическую устойчивость в ней, были разработаны на основе результатов прикладного исследовательского проекта по теме: «Научно-методическая разработка и апробация технологий обеспечения психологической безопасности и предупреждения эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у молодежи в условиях ожидаемой угрозы террористических проявлений». Эти технологии направлены на формирование способности и умения управлять тревогой как состоянием и тревожностью как личностной чертой, они опубликованы в учебно-методическом пособии.
Основное содержание работы
Пособие посвящено вопросам психологической профилактики эмоционально-личностных нарушений у студенческой молодежи, возникающих в ситуациях социальных угроз. Пособие включает 4 главы.
Глава 1 посвящена теоретико-методологическим аспектам технологий психологического сопровождения студентов с нарушенным чувством безопасности и содержит описание рабочей модели технологии сопровождения, теоретический обзор публикаций по группам, а также анализ методов и критериев оценки эффективности технологий сопровождения.
В главе 2 рассматриваются практические аспекты профилактики эмоционально-личностных нарушений, возникающих у студентов в ситуациях социальных угроз. Она включает обоснование концептуальной модели тренинга управления тревогой в экстремальных ситуациях, исходя из современных представлений о тревоге в рамках различных психотерапевтических школ, алгоритм создания модели этого тренинга и его программу.
В главе 3 представлен тренинг управления тревогой, который состоит из пяти модулей, включающих описание групповых процедур и упражнений. Модуль «Восприятие ситуаций социальной угрозы» посвящен исследованию этих ситуаций и страхов, с ними связанных. Модуль «Экзистенциальные данности и переживание тревоги» направлен на встречу с такими данностями как конечность жизни, свобода и ответственность, одиночество и бессмысленность. Модуль «Способность переносить тревогу» сфокусирован на исследовании влияния прошлого опыта личности на эту способность. Модуль «Стратегии совладания с тревогой» посвящен психологическим защитам от переживания тревоги и стратегиям ее преобразования. Модуль «Базисные убеждения личности и устойчивость к тревоге» направлен на исследование их влияния на чувство защищенности и возможностям восстановления целостности личности.
В главе 4 рассматриваются технологии коррекции тревожных состояний у студентов, переживших опыт нарушения безопасности. Она содержит анализ работы группы поддержки для студентов, имеющих травматический опыт, включая анализ следующих методов: выявления признаков ПТСР у участников группы, создания внутренних ресурсов для работы с травматическим опытом и завершения ситуации травмы.
Результаты, выводы
Результаты: рабочая модель технологий психологического сопровождения, обзор публикаций по группам взаимопомощи, анализ основных методов и критериев оценки эффективности данных технологий, концептуальная модель тренинга управления тревогой в экстремальных ситуациях, алгоритм создания модели данного тренинга, его программа; описание апробированных технологий коррекции эмоционально-личностных отклонений у студентов, переживших опыт нарушения безопасности, и их алгоритмы.
Выводы: учитывая масштабы влияния террористических актов как на гражданское население, так и на специалистов, задействованных в ликвидации их последствий, представленные в данном проекте технологии психологического сопровождения молодежи в условиях социальных угроз, позволяют подготовить личность к встрече с теми переживаниями, которые они вызывает у большинства людей. Использование этих технологий в процессе профессионального обучения студентов ВУЗов и в процессе повышения квалификации соответствующих категорий специалистов способствует профилактике разного рода эмоционально-личностных отклонений, возникающих у личности вследствие переживания чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате заражения чувствами тревоги, страха и беспомощности.
Программа «Тренинг управления тревогой» участвует в конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике».