«Оказание психологической помощи студентам с синдромом взрослого ребенка алкоголика (ВДА)» (методическое пособие)
Организации, участвующие в реализации проекта: кафедра социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (г. Гомель), Гомельское областное общественное объединение «Социальные проекты» (г. Гомель), Ассоциация «Образование и наука» (г. Варшава, Польша).
Теоретическое обоснование актуальности проекта. На современном этапе развития цивилизации здоровье молодежи рассматривается как общественное достояние, одна из важных предпосылок благополучного развития нации и залог государственной безопасности в будущем. Важнейшим критерием здоровья человека является способность полноценно выполнять общественные, трудовые и внутрисемейные функции и обязанности. Наиболее значительный урон здоровью, наносит злоупотребление алкоголем и его последствия. Для многих стран это одна из серьезнейших проблем. Например, в Республике Беларусь 180 тысяч хронических алкоголиков, из них 33 тысячи – женщины. По данным Минздрава Российской Федерации, сегодня в России зарегистрировано около 2,5 миллионов больных алкоголизмом, что составляет, в среднем, около 2 % населения. По неофициальным данным, число лиц, зависимых от алкоголя, достигает 5 миллионов человек (каждый 28 житель страны!). По статистическим данным Союза ассоциации по делам семьи, в Евросоюзе 42 миллиона граждан признаются, что злоупотребляют алкоголем или страдают алкоголизмом.
Алкоголь, кроме того, что он разрушителен для здоровья злоупотребляющих, сокращает продолжительность жизни, приводит к росту асоциальных проявлений и преступности, создаёт многочисленные проблемы проживающим вместе со злоупотребляющими. В семьях, где алкоголем злоупотребляет один или оба родителя воспитываются дети и молодые люди, которые склонны воспринимать и воспроизводить в собственной взрослой жизни данную модель поведения. Взросление в условиях перманентного семейного кризиса, связанного с алкоголизмом ближайших родственников, приводит к формированию созависимости и разрушительным образом воздействует на развивающуюся личность. Одним из проявлений этого влияния является синдром взрослого ребенка алкоголика (ВРА). По определению С. Соболевской-Меллибруда (Польша), синдром ВРА – это комплекс устоявшихся личностных схем (когнитивных, эмоциональных, поведенческих и интерперсональных) психофизического функционирования, возникших в детстве в алкогольной семье, которые затрудняют адекватный непосредственный контакт личности с действительностью и становятся причиной психологической замкнутости в травматическом прошлом. К проявлениям синдрома ВРА следует отнести низкую самооценку, неуверенность в собственных силах, ориентированность на внешние факторы (например, определение собственной значимости только через оценку других людей), потребность в контролирующем поведении, низкий уровень автономии, нарушение границ личности. Нарушения затрагивают в значительной степени и эмоциональную сферу личности молодых людей, выросших в алкогольных семьях, что выражается в склонности к переживанию преимущественно негативных эмоций, в высоком уровне тревожности, раздражительности, депрессивной тенденции, появлении необоснованных страхов. ВДА испытывают трудности в дифференциации собственных потребностей и редко умеют находить возможности для их удовлетворения. Треть ВДА взрослея, как это не парадоксально, становятся зависимыми как и их родители, при чем для мужчин риск алкоголизации в будущем в случае проживания с зависимым родителем в 7-8 раз выше. Другая треть – уже с юности страдает теми или иными психосоматическими заболеваниями вследствие такого «тяжёлого» детства. По оценке немецких и польских исследователей, только одной трети взрослых детей алкоголиков удается выйти из этой ситуации более или менее сохранными. Таким образом, необходима разработка комплексной модели социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи студентам с синдромом ВДА.
Цель проекта: разработка и внедрение модели психологического сопровождения и повышения уровня социально-психологической адаптированности студентов с синдромом (ВРА).
Основные этапы проекта и их содержание:
I этап (2010-2011 гг.). На этом этапе преподаватели кафедры социальной и педагогической психологии УО «ГГУ имени Ф. Скорины» приняли участие в симпозиуме «Компетентная помощь созависимым – обмен опытом специалистов из Беларуси, Германии и Польши». Симпозиум был организован Ассоциацией «Образование и наука» совместно с Организацией NAKOA (Германия), представляющей интересы детей из семей алкоголиков в Германии, Краковским объединением «Терапевты зависимости» (Польша) и ГООО «Социальные проекты» (Беларусь). Целью симпозиума был обмен опытом в эффективном решении проблем детей и молодежи, воспитывающихся в дисфункциональных семьях с проблемой алкогольной зависимости. Симпозиум проходил в Варшаве в июле 2010 и феврале 2011 года. Результатом совместной работы стало написание и издание двух совместных научно-практических пособий по психологической работе с ВДА на трех языках: немецком, польском и русском.
II этап (2010-2012 гг.). Разработана и внедрена комплексная модель психологического сопровождения и оказания психологической помощи студентам с синдром ВДА включающая следующие направления: психологическое просвещение, психодиагностика, индивидуальное и групповое консультирование. Была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа работы со студентами с синдромом ВДА, целью которой было повышение уровня их социально-психологической адаптированности.
Результаты проекта обсуждались на III Международной научно-практической конференции «Современные подходы к продвижению здоровья», организованной совместно кафедрой социальной и педагогической психологи УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (г. Гомель) и УО «Гомельский государственный медицинский университет», проходившей 21 октября 2010 г.
По результатам реализации проекта опубликовано более 37 научных публикаций.
III этап (2013-2014 гг.). Подведены итоги теоретических и эмпирических исследований в рамках проекта, которые изложены в опубликованной в 2014 году книге: Г.В. Гатальская, О.А. Короткевич, Н.Г. Новак. «Практика психологической помощи взрослым детям алкоголиков: направления, формы и методы». – Минск: Амалфея, 2014. – 196 с.
Аннотация: в книге представлен теоретический и методологический обзор современного состояния проблемы алкогольной зависимости и созависимости, содержится описание психологических особенностей молодых людей (взрослых детей алкоголиков (ВДА)), чьё взросление происходило в алкогольной семье, а также предлагаются модели оказания им психологической помощи. Книга адресована психологам и социальным педагогам учебных учреждений, студентам, обучающимся по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика», семейным психологам и психотерапевтам, психологам-консультантам. Книга будет полезна молодым людям, столкнувшимся с проблемой алкогольной зависимости в родительской семье.
Результаты и выводы:
- Разработана и внедрена в практику модель психологического сопровождения и оказания психологической помощи студентам с синдромом ВДА.
- Опубликована книга «Практика психологической помощи взрослым детям алкоголиков: направления, формы и методы».
- Подготовлена к защите кандидатская диссертация «Психологическое благополучие юношей и девушек, переживших ненормативный кризис родительской семьи» Новак Н.Г., основанная, в том числе, на результатах проекта.
- Был сделан фильм, который использовался как стимульный материал для проведения психологического просвещения по вышеобозначенной проблеме.
- Было опубликовано 37 работ, список прилагается.