Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Оказание психологической помощи студентам с синдромом взрослого ребенка алкоголика (ВДА)» (методическое пособие)


Организации, участвующие в реализации проекта: кафедра социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (г. Гомель), Гомельское областное общественное объединение «Социальные проекты» (г. Гомель), Ассоциация «Образование и наука» (г. Варшава, Польша).

Теоретическое обоснование актуальности проекта. На современном этапе развития цивилизации здоровье молодежи рассматривается как общественное достояние, одна из важных предпосылок благополучного развития нации и залог государственной безопасности в будущем. Важнейшим критерием здоровья человека является способность полноценно выполнять общественные, трудовые и внутрисемейные функции и обязанности. Наиболее значительный урон здоровью, наносит злоупотребление алкоголем и его последствия. Для многих стран это одна из серьезнейших проблем. Например, в Республике Беларусь 180 тысяч хронических алкоголиков, из них 33 тысячи – женщины. По данным Минздрава Российской Федерации, сегодня в России зарегистрировано около 2,5 миллионов больных алкоголизмом, что составляет, в среднем, около 2 % населения. По неофициальным данным, число лиц, зависимых от алкоголя, достигает 5 миллионов человек (каждый 28 житель страны!). По статистическим данным Союза ассоциации по делам семьи, в Евросоюзе 42 миллиона граждан признаются, что злоупотребляют алкоголем или страдают алкоголизмом.

Алкоголь, кроме того, что он разрушителен для здоровья злоупотребляющих, сокращает продолжительность жизни, приводит к росту асоциальных проявлений и преступности, создаёт многочисленные проблемы проживающим вместе со злоупотребляющими. В семьях, где алкоголем злоупотребляет один или оба родителя воспитываются дети и молодые люди, которые склонны воспринимать и воспроизводить в собственной взрослой жизни данную модель поведения. Взросление в условиях перманентного семейного кризиса, связанного с алкоголизмом ближайших родственников, приводит к формированию созависимости и разрушительным образом воздействует на развивающуюся личность. Одним из проявлений этого влияния является синдром взрослого ребенка алкоголика (ВРА). По определению С. Соболевской-Меллибруда (Польша), синдром ВРА – это комплекс устоявшихся личностных схем (когнитивных, эмоциональных, поведенческих и интерперсональных) психофизического функционирования, возникших в детстве в алкогольной семье, которые затрудняют адекватный непосредственный контакт личности с действительностью и становятся причиной психологической замкнутости в травматическом прошлом. К проявлениям синдрома ВРА следует отнести низкую самооценку, неуверенность в собственных силах, ориентированность на внешние факторы (например, определение собственной значимости только через оценку других людей), потребность в контролирующем поведении, низкий уровень автономии, нарушение границ личности. Нарушения затрагивают в значительной степени и эмоциональную сферу личности молодых людей, выросших в алкогольных семьях, что выражается в склонности к переживанию преимущественно негативных эмоций, в высоком уровне тревожности, раздражительности, депрессивной тенденции, появлении необоснованных страхов. ВДА испытывают трудности в дифференциации собственных потребностей и редко умеют находить возможности для их удовлетворения. Треть ВДА взрослея, как это не парадоксально, становятся зависимыми как и их родители, при чем для мужчин риск алкоголизации в будущем в случае проживания с зависимым родителем в 7-8 раз выше. Другая треть – уже с юности страдает теми или иными психосоматическими заболеваниями вследствие такого «тяжёлого» детства. По оценке немецких и польских исследователей, только одной трети взрослых детей алкоголиков удается выйти из этой ситуации более или менее сохранными. Таким образом, необходима разработка комплексной модели социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи студентам с синдромом ВДА.

Цель проекта: разработка и внедрение модели психологического сопровождения и повышения уровня социально-психологической адаптированности студентов с синдромом (ВРА).

Основные этапы проекта и их содержание:

I этап (2010-2011 гг.). На этом этапе преподаватели кафедры социальной и педагогической психологии УО «ГГУ имени Ф. Скорины» приняли участие в симпозиуме «Компетентная помощь созависимым – обмен опытом специалистов из Беларуси, Германии и Польши». Симпозиум был организован Ассоциацией «Образование и наука» совместно с Организацией NAKOA (Германия), представляющей интересы детей из семей алкоголиков в Германии, Краковским объединением «Терапевты зависимости» (Польша) и ГООО «Социальные проекты» (Беларусь). Целью симпозиума был обмен опытом в эффективном решении проблем детей и молодежи, воспитывающихся в дисфункциональных семьях с проблемой алкогольной зависимости. Симпозиум проходил в Варшаве в июле 2010 и феврале 2011 года. Результатом совместной работы стало написание и издание двух совместных научно-практических пособий по психологической работе с ВДА на трех языках: немецком, польском и русском.

II этап (2010-2012 гг.). Разработана и внедрена комплексная модель психологического сопровождения и оказания психологической помощи студентам с синдром ВДА включающая следующие направления: психологическое просвещение, психодиагностика, индивидуальное и групповое консультирование. Была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа работы со студентами с синдромом ВДА, целью которой было повышение уровня их социально-психологической адаптированности.

Результаты проекта обсуждались на III Международной научно-практической конференции «Современные подходы к продвижению здоровья», организованной совместно кафедрой социальной и педагогической психологи УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (г. Гомель) и УО «Гомельский государственный медицинский университет», проходившей 21 октября 2010 г.

По результатам реализации проекта опубликовано более 37 научных публикаций.

III этап (2013-2014 гг.). Подведены итоги теоретических и эмпирических исследований в рамках проекта, которые изложены в опубликованной в 2014 году книге:  Г.В. Гатальская, О.А. Короткевич, Н.Г. Новак. «Практика психологической помощи взрослым детям алкоголиков: направления, формы и методы».  – Минск: Амалфея, 2014. – 196 с.

Аннотация: в книге представлен теоретический и методологический обзор современного состояния проблемы алкогольной зависимости и созависимости, содержится описание психологических особенностей молодых людей (взрослых детей алкоголиков (ВДА)), чьё взросление происходило в алкогольной семье, а также предлагаются модели оказания им психологической помощи. Книга адресована психологам и социальным педагогам учебных учреждений, студентам, обучающимся по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика», семейным психологам и психотерапевтам, психологам-консультантам. Книга будет полезна молодым людям, столкнувшимся с проблемой алкогольной зависимости в родительской семье.

Результаты и выводы:

  1. Разработана и внедрена в практику модель психологического сопровождения и оказания психологической помощи студентам с синдромом ВДА.
  2. Опубликована книга «Практика психологической помощи взрослым детям алкоголиков: направления, формы и методы».
  3. Подготовлена к защите кандидатская диссертация «Психологическое благополучие юношей и девушек, переживших ненормативный кризис родительской семьи» Новак Н.Г., основанная, в том числе, на результатах проекта.
  4. Был сделан фильм, который использовался как стимульный материал для проведения психологического просвещения по вышеобозначенной проблеме.
  5. Было опубликовано 37 работ, список прилагается.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su