«Я учусь учиться» (программа комплексной психоречевой подготовки дошкольников к обучению)
Вопросы подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остаются актуальными. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Цель программы – комплексная психоречевая подготовка детей старшего дошкольного образа к обучению в школе.
Задачи программы:
- Развитие высших психических функций;
- Формирование правильного речевого звукопроизношения;
- Научение навыкам общения со взрослыми и сверстниками;
- Создание условий для достижения психологической устойчивости;
- Развитие любознательности как основы творческой активности.
Программа «Я учусь учиться» представляет собой систему взаимосвязанных комплексных занятий, выстроенных с определенной логичностью, направленных на формирование у дошкольников необходимого психоречевого уровня готовности к школе.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. С детьми проводятся групповые занятия. Численность группы не более 25 детей.
Программа рассчитана на 28 занятий в год. Продолжительность одного занятия — 30 минут. Педагог-психолог проводит занятия 1 раз неделю.
Все занятия проходят в игровой форме в первой половине дня. С учетом возрастных особенностей детей занятие строится по принципу от простого к сложному. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частотой смены видов деятельности.
Для детей существует система стимулирования: они получают медальки с напечатанными зверятами. В конце года подсчитывается общее количество зверят у каждого ребенка и выбирается «Большой умник» и «Большая умница», этим детям выдаются большие медали и грамоты.
Медали можно получить за правильно выполненное задание, за рассказ стихотворения без подсказок, за проявленную творческую активность в выполнении домашнего задания.
Кроме того, проводятся праздничные занятия, посвященные Дню матери, Новому году, 23 февраля, 8 марта и 1 апреля.
Структура занятия:
Время занятия |
Содержание занятия (примерное) |
Цель |
1 минута |
Ритуал приветствия: — Раз, два, три — слушай и смотри! — Три, два, раз – мы начнём сейчас! |
Включение каждого ребенка в деятельность, создание благоприятной психологической атмосферы |
2 минуты |
Проверка домашнего задания |
Закрепление навыков пройденного материала; развитие внимания и памяти |
1 минута |
Угадывание по ассоциативному ряду, с какими буквами и звуками сегодня предстоит познакомиться |
Игровое начало новой темы занятия |
2 минуты |
Выкладывание заданных букв из счетных палочек |
Развитие внимания и мелкой моторики |
5 минут |
Групповое дробное проговаривание и заучивание стихотворения про буквы (с опорными картинками на доске) |
Развитие правильного речевого произношения и памяти |
2 минуты |
Индивидуальное проговаривание стихотворений по желанию |
Развитие уверенности в себе |
2 минуты |
Придумывание слов с заданными буквами в начале, середине и конце слов |
Развитие памяти и мышления |
1 минута |
Деление детей на группы (по рядам) |
Формирование сплоченности малого детского коллектива |
5 минут |
Загадки, ответы на которые содержат заданные буквы. Отгадывание по группам с соблюдением правил поведения. Уточнение местонахождения буквы в отгадке. |
Развитие высших психических функций, научение навыкам эффективного взаимодействия и самоконтроля |
8 минут |
Развивающее письменное задание и контроль его выполнения |
Развитие высших психических функций, любознательности и мелкой моторики |
1 минута |
Ритуал прощания:
Хорошо вы потрудились, |
Организованное окончание занятия |
Итого: |
30 минут |
Конспект занятия (сокращенный вариант):
Тема «Звук и буква [С]»
1. Ритуал приветствия
— Раз, два, три — слушай и смотри!
— Три, два, раз – мы начнём сейчас!
2. Педагог: «Ребята, сегодня мы познакомимся с буквой, похожей на луну».
3. Выложить букву [С] из счетных палочек
4. Стихотворение про букву:
«Слон по Африке гулял
Длинным хоботом вилял
А потом раз! – и исчез
Превратился в букву [С]»
6. Придумать слова с буквой [С] в начале, середине и конце слова
7. Загадки на букву [С] (по группам):
На чем дети катаются с горы? (Санки)
Какая рыба с усами? (Сом)
Что освещает и согревает землю? (Солнце)
Чем солят суп? (Соль)
Как называется сухой хлеб? (Сухарь)
На чем жарят рыбу? (Сковорода)
Кто хрюкает? (Свинья)
8. Письменное задание «Лишний предмет». На листе 5 строк с изображениями предметов, необходимо раскрасить лишний в ряду.
медвежонок, слоненок, утенок, тигр
плита, чайник, мочалка, тарелка
шапка, варежки, шорты, пальто
бабочка, черепаха, птица, самолет
петух, волк, лошадь, корова
8. Ритуал прощания:
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Программа комплексной психоречевой подготовки детей к обучению «Я учусь учиться» призвана обеспечивать преемственность в дошкольном и начальном общем образовании.