Номинация «Проект года в психологической науке»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Особенности психологической работы с осужденными, имеющими личностные отклонения (расстройства)» (научно-исследовательская работа)

Авторы:

  • Войт Татьяна Сергеевна

    старший преподаватель кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, (Санкт-Петербург)

  • Степанова (Татарникова) Юлия Николаевна

    старший психолог, капитан внутренней службы , МПЛ ФБУ «Колпинская ВК ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области», (Санкт-Петербург)

  • Суворина Нелли Юрьевна

    психолог, майор внутренней службы, МПЛ ФБУ Колпинская ВК ГУФСИН России по СПб и ЛО, (Санкт-Петербург)

  • Чернышкова Марина Павловна

    Полковник внутренней службы. Заместитель начальника Центра, начальник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными, Научно-исследовательский институт ФСИН России, (Москва)

Актуальность
Одной из причин сложной и напряженной обстановки, сложившейся в последнее время в местах лишения свободы, является увеличение доли правонарушителей, имеющих различные виды психических отклонений, в частности – психопатические особенности (расстройства личности). Такие люди отличаются «выраженными и устойчивыми нарушениями характера и поведения, которые препятствуют социальной адаптации». Поэтому в исправительных учреждениях (ИУ) их обоснованно относят к «группе риска»,  которая характеризуется не только склонностью к систематическим нарушениям режима содержания вплоть до общей дезорганизации обстановки, но и слабой подверженностью психолого-педагогическому влиянию.

Таким образом, для эффективной профилактики дезадаптивного поведения осужденных, при имеющемся недостатке их освидетельствования психиатрами, давно назрела необходимость, используя психологические методы, выявлять лиц, имеющих психопатические особенности (расстройства личности), в момент их поступления в ИУ.

Практическая значимость
Разработана научно обоснованная эффективная психотехнология, позволяющая из числа осужденных исправительных учреждений выявлять уже на раннем этапе отбывания уголовного наказания (в карантинном отделении) «группу риска» - лиц, имеющих личностные отклонения (непатологические версии резких болезненных расстройств) и склонных к дезадаптивному поведению в период отбывания наказания.

Научная значимость
* выявлены профили личности осужденных с психопатическими особенностями, склонных к различным формам дезадаптации к условиям изоляции;
* выявлены патопсихологические особенности, способствующие совершению рецидивных преступлений;

Социальная значимость
* оценка влияния социального и эмоционального неблагополучия семьи на психическое здоровье и  криминальное поведение;
* повышение информированности о распространенности среди правонарушителей личностных отклонений (расстройств);
* формирование общественного мнения о практической деятельности пенитенциарных психологов.

Значение для развития психологии
Получает развитие пенитенциарная патопсихология как одно из  актуальных направлений в клинической психологии.

Цель
Разработка научно обоснованной и эффективной психотехнологии, позволяющей психологическими методами выявлять у осужденных личностные отклонения (расстройства) и оказывать на них психотерапевтическое воздействие.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Осужденные, пенитенциарные психологи.

Основное содержание работы
1 этап (май - июнь). Проведен анализ современной отечественной и зарубежной литературы по проблеме использования методов и методик для выявления личностных отклонений (расстройств). В качестве основного психодиагностического инструмента, позволяющего определить наличие и степень выраженности у осужденных (на раннем этапе их пребывания в ИУ) личностных отклонений (расстройств), была выбрана методика «Персональный автопортрет» Дж. Олдхэма и Л. Морриса. А также в качестве дополнительного метода разработана анкета, составленная с учетом Контрольного перечня признаков психопатии Клекли и Хаэр. Она включает в себя вопросы, отражающие историю жизни осужденных, особенности их социальной девиантности и характер межличностных отношений.

2 этап (июль-октябрь). Проведена психодиагностика 910 осужденных мужского пола, вновь прибывших (в течение одного календарного месяца) в исправительные колонии территориальных органов УИС СЗФО. Это позволило установить распространенность личностных отклонений, описать наиболее встречаемые типы расстройств, рассмотреть связь истории жизни данной категории лиц с криминальным и дезадаптивным поведением. Из числа обследованных осужденных была выявлена «группа риска» для последующего проведения профилактической и психокоррекционной работы.

3 этап (ноябрь). Используя зарубежный и отечественный опыт когнитивно-эмоционально-поведенческой психотерапии, как наиболее эффективной при лечении расстройств личности, была разработана программа тренинга «Как перестать быть рабом своих эмоций и внешних обстоятельств, справляясь со сложными жизненными ситуациями». Она предполагает стимулирование осужденных на адаптивное поведение путем усвоения новых рациональных установок, убеждений и стратегий относительно социального окружения и социального взаимодействия.

Результаты
* разработан и апробирован научно обоснованный психодиагностический инструментарий, позволяющий пенитенциарным психологам определить наличие и степень выраженности у осужденных (на раннем этапе их пребывания в ИУ) личностных отклонений (расстройств), а также склонности к дезадаптивному поведению в период отбывания наказания;
* разработана программа когнитивно-поведенческого тренинга для проведения краткосрочной психотерапии осужденных, в первую очередь «группы риска», направленная на повышение их адаптации к условиям отбывания наказания и после освобождения;
* проведен научно-практический семинар для психологов психологических лабораторий ИУ ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на котором были обсуждены основные результаты данного прикладного исследования.

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе