Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» (научно-образовательный проект)


Актуальность, научная и практическая значимость

Формирование «принципов жизни» должно начинаться с детства. Будущее человека (и общества) существенно зависит от того, что вносит в это будущее процесс образования, от того отрезка пути, в начале которого – наивный первоклашка, в конце – в основном, сформировавшаяся личность.

Актуальность научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» связана с тем, что современные старшеклассники и студенты нуждаются не только в получении научно-предметных знаний, но и в формировании субъектной позиции по отношению к своей жизни, в умении строить собственное будущее. Сегодня мы сталкиваемся с остро стоящей проблемой «ноологического взросления». В. Франкл, известный исследователь проблем смысла жизни, употреблял слово «ноология» для обозначения того, что является истинно человеческим свойством или комплексом свойств (ноо – «ум», «разум»). Употребляя понятие «ноологическое взросление», мы имеем в виду разумное, осмысленное взросление, сознательное «выстраивание» перспективы собственного будущего с учетом трудностей, которые могут подстерегать взрослеющего человека. На эти вопросы современная школа, ориентированная на высокие учебные достижения детей и подростков, часто не дает ответов. В этой связи нам представляется целесообразным проведение научно-образовательного проекта как одного из вариантов психолого-педагогической поддержки процесса становления у молодежи смысложизненных ориентаций, сознательного выстраивания перспективы собственной жизни.

Основное содержание работы

Программа разработана научными сотрудниками лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии во взаимодействии с учителями общеобразовательных школ, преподавателями техникумов, ВУЗов. При подготовке содержания учебных материалов использовались результаты современных научных исследований российских и зарубежных авторов.

Цель: формирование у подростков отношения к собственной жизни как к единому смысловому пространству жизни.

Задачи:

  1. Ознакомить с научными понятиями – смысл жизни, смысложизненные ориентации, жизненное пространство личности.
  2. Сформировать у школьников адекватное представление о себе, своих смысложизненных ориентациях.
  3. Сформировать рефлексивное и ответственное отношение к собственной жизни, адекватное восприятие своих возможностей.
  4. Развить способности к аргументированию и отстаиванию своей позиции.
  5. Ознакомить учащихся с основами проведения аналитической работы как части научного исследования.

Целевая группа: старшеклассники, студенты первых курсов колледжей, вузов.

Организация работы: проект проводится в виде семинарских занятий с элементами тренинга.

  1. Теоретическая часть– основные научные понятия, положения.
  2. Встреча с интересными людьми (ученые, бизнесмены, представители творческих профессий).
  3. Индивидуальный проект (рисунок или макет, письменное обоснование). Защита проекта.
  4. Практика. Занятия с элементами тренинга. Отработка полученных знаний, размышления, мозговой штурм, дискуссии. Формирование навыков по созданию и защите собственной позиции.

Темы:

  • «Я-концепция. Что это?»
  • «Общение. Мой главный смысл жизни – общение (преимущества и недостатки данного утверждения)»
  • «Найди себя. Начинаем с имиджа»
  • «Семья, как сохранить мир? (типы конфликтов в семейной жизни). Семья – как одна из смысложизненных ориентаций»
  • «Найти себя в профессии. Взаимовлияние смысложизненных ориентаций и профессионального выбора»
  • «Деньги и смысл жизни. Иметь или быть?»
  • «Дом моего будущего» (презентация исследований, проектов).

О научных понятиях, связанных с проблемой смысла жизни, участникам рассказывали ученые. За время проведения проекта на беседы с подростками были приглашены д. псих.н., профессор А.М. Прихожан, д. псих.н., профессор А.В. Суворов, д. псих. н., профессор Е.А. Петрова, д. псих. н., профессор Т.И. Пашукова, занятие по теме «Деньги и смысл жизни» проводил известный бизнесмен М. Паулкин.

В проект введена творческая составляющая, которая дала участникам возможности для самовыражения, самореализации – логоАрт-терапевтическое упражнение «Дом моего будущего». ЛогоАрт-терапия — это синтез логотерапии В. Франкла и антропософской арт-терапии Маргарет Хаушка. Логотерапия, работа с жизненными ценностями, смыслами, выражающаяся в арт-терапевтических живописных работах. В научно-образовательном проекте акцент ставится на смысложизненные ориентации, на целостность процесса и смысла жизни.  Терапевтический процесс делает возможным ощутить собственную ответственность за свое жизненное пространство и за собственное время жизни. ЛогоАрт-терапевтическое упражнение “Дом моего будущего” направлен на осознание смысложизненных ориентаций и жизненного пространства.

В 2013-2014 учебном году занятия научно-образовательного проекта были реализованы при ФГБНУ «Психологический институт РАО».

Результаты:

1. Образовательным результатом стало овладение участниками научными знаниями в области психологии, основами проведения научно-исследовательской работы.

2. Программа прошла апробацию в 2014 г. на научно-образовательном проекте при ФГБНУ ПИ РАО, в учреждениях участников проекта - МБОУ «Гимназия N4» г. Дзержинский. М.О.,   ГБОУ Школа N627, МБОУ МЦ «Вектор» г. Климовск, М.О., ГБ ПОУ МО Подольский ПЭТ им. А.В. Никулина, Московский университет МВД России.

3. Участниками научно-образовательный проекта были подготовлены и сделаны доклады на XIX международном симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме».

4. Лучшие работы участников опубликованы в электронном сборнике международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме»

5. Проведенное исследование результатов проекта (анализ анкет, индивидуальных проектов и работ участников, отзывы преподавателей) выявило положительную динамику личностного развития учащихся, усиление рефлексивной и субъектной позиции по отношению к собственной жизни, степени осознанности смысложизненных ориентаций и жизненных целей и ценностей.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su