«По дорогам сказок...» (развивающая программа на основе метода психогимнастики)
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка СВЕТ, ТЕПЛО, ВЛАГА, УДОБРЕНИЕ, ПОЧВА. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, своей значимости и ценности для нас взрослых. Проект « По дорогам сказок…», помогает ребенку приобрести и развить у себя данные качества, а что более понятно детям, чем сказка и ее герои? Именно поэтому мы решили, что занятия с детьми построим через путешествия по сказкам.
Работая над проектом, мы учитывали индивидуальные потребности каждого ребенка, строили свои занятия на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становился активным в выборе и содержании занятий, что соответствовало ФГОС дошкольного образования.
Цель проекта: сохранение естественности психического развития детей, как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов, накопление потенциала.
Задачи проекта:
- Способствовать созданию атмосферы доверия, безопасности, защищенности
- Способствовать снятию психоэмоционального напряжения
- Способствовать развитию степени контроля собственной двигательной активности у ребёнка
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- Анамнез
- Наблюдение
- Беседы
- Социометрические исследования
2. Основной этап: интегрированные игровые сеансы с детьми (воспитанники, педагог-психолог, инструктор по физ. культуре, воспитатель)
3. Заключительный этап: анализ результатов работы
В основе занятий лежал метод психогимнастики, построенный на игре, направленный на развитие и коррекцию познавательной, эмоционально-личностной сферы. Структура занятий была построена на чередовании этюдов и игр с психомышечной тренировкой, что позволило нам объединить двух специалистов: педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Эти занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, замкнутым детям, с неврозами, для детей с ОВЗ.
На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по-своему, как могут. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций — мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.
Перед началом занятий мы провели диагностику и взяли у врача статистику по данной группе, которая показала, что:
- на учете у невролога состоят — 53,5%
- повышенная утомляемость — 67,8%
- замкнутые дети — 33,3%
Социометрические исследования показали:
- взаимовыборов — 30,7%
- детей, у которых всего 1 выбор и нет выборов — 53%
Наш детский сад посещают дети часто болеющие; с ограниченными возможностями здоровья. В течение года состав детей меняется приблизительно от 8-12%, а в начале учебного года на 48-54%.
Мы предложили, а воспитатели старшей группы подхватили нашу идею и являлись нашими помощниками, активными участниками на протяжении всего проекта. Причем ни воспитатели, ни дети заранее не знали, какое по тематике будет очередное занятие. Мы старались, чтобы все занятия шли от детей, то есть дети сами являлись инициаторами игр, упражнений, а нам взрослым приходилось гибко подстраиваться и изменять свои задуманные позиции: становиться, то участниками игр-драм, то активно увлекающимися этюдами, предложенными детьми, то становиться, просто наблюдателями, и главное правило, которое мы соблюдали — МЫ НЕ ЗАСТАВЛЯЛИ, НЕ ОЦЕНИВАЛИ!!!!
В каждом занятии нами была продумана проблемная ситуация, которую дети сами предлагали решить, и находили сами выходы из данной ситуации. Проходило это в виде бесед, несущих в себе нравственную направленность. И последние минуты нашего занятия всегда заканчивались коммуникативными танцами, которые очень нравятся нашим детям. Они соответствуют традиции нашего детского сада — утренняя гимнастика у нас проходит в виде дискотеки для всех сотрудников и воспитанников дошкольного учреждения.
Структура занятий:
- Общий круг. Приветствие
- Чередование этюдов и игр с психомышечной тренировкой
- Общение
- Беседы
- Рефлексия
Специфика занятий:
- Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребёнка
- Занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании
- Предметы и события связаны с воображением
Результаты
Снижение уровня тревожности на 23,4%, улучшение коммуникативных способностей детей на 36,7%. Социометрические исследования: взаимовыборов — 49,2%; увеличение на 18,5%. Детей, у которых всего 1 выбор и нет выборов — 0%.
Конспекты занятий нами оформлены в методическое пособие, которое поможет коллегам в приобретении нового опыта взаимодействия с ребенком.
Имеем положительные отзывы от педагогов и родителей данной группы.
Данный проект представляли на августовской конференции педагогического сообщества дошкольных работников. Имеем рекомендацию: отправить проект на конкурс.