«Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве» (докторская диссертация)
Актуальность проблемы. Рост популярности Интернета, возникновение в нем новых видов деятельности, социальных сетевых сообществ свидетельствуют о том, что интернет-пространство стало новой средой социализации личности. Проблема заключается в том, что попытка перенести модель социализации в реальном мире на виртуальный не дает возможности понять психологические закономерности социализации в интернет-пространстве.
Необходимость научного исследования этого процесса заключается в выявлении психологических закономерностей социализации в интернет-среде, что позволит решить проблему своевременного предупреждения девиаций в развитии личности интернет-пользователей.
Цель проекта: выявить психологические закономерности социализации личности в интернет-пространстве.
Объект исследования: процесс социализации личности.
Предмет исследования: процесс социализации личности в интернет-пространстве.
Авторская концепция. Интернет-социализация имеет свою структуру и разворачивается по определенным составляющими. Мотивационная составляющая интернет-социализации характеризуется тремя группами мотивов: мотивы, присущие реальной среде и интернет-пространству; мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве (мотив обозначенного присутствия, мотив личного пространства, мотив репликации, мотив воплощения в роль). Мифологическая составляющая предусматривает присоединение пользователей к конструктивным или ложным представлениям о роли Интернета в жизни человека, привлечение к мифологическому пространству Интернета. Инструментальная составляющая включает приобретенную пользователями инструментальную компетентность, вовлечение в сетевую культуру. Эти составляющие разворачиваются на протяжении всего процесса интернет-социализации, между ними не существует иерархии. Полнота развертывания каждой составляющей зависит от внешних объективных (наличие доступа к интернет-сети) и внутренних субъективных факторов (личностной активности).
Расширению социального опыта личности в ходе интернет-социализации способствуют когнитивные установки, мирообразы, сакральность личности, которые является основой мировоззрения (Д. А. Леонтьев, К. Ясперс). Изменение пространственно-временных представлений, возможность обратимости времени находятся в основе изменений когнитивных установок (С. Л. Катречко). Возможность виртуальной смерти и нового виртуального рождения приводят к изменению представления пользователя о ценности человеческой жизни. Возникновение нового интернационального интернет-языка, заимствование иностранных слов, введение эмотикона унифицируют языковую картину мира, и влияют на мировоззрение личности. Сходство языкового и ценностного пространства вызывает явление синхронии: пользователи, которые находятся в одном пространстве, начинают мыслить и действовать подобно (рис. 1).
Таким образом, интернет-социализация – это процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, который влияет на конструирование нового социального пространства пользователем и формирование его виртуальной личности.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа. На первом этапе нами исследовано развертывание составляющих интернет-социализации. На втором этапе исследованы результаты интернет-социализации и выделены этапы интернет-социализации. На третьем этапе апробированы программы психологического сопровождения интернет-социализации пользователей.
Характеристики выборки. В исследовании принимал участие 1360 респондентов, из которых 960 человек - пользователи интернет-пространства и 400 непользователей. Непользователи привлекались к исследованию как контрольная группа, по сравнению с которой анализировались особенности интернет-социализации пользователей Интернета.
Основные результаты исследования.
1. Эмпирически доказано, что Интернет как институт социализации обеспечивает процесс интернет-социализации тем, что дает возможность удовлетворения потребностей, которые нельзя удовлетворить за пределами интернет-пространства или способствует возникновению новых, присущих пользователям только в этой среде.
2. Психологическая закономерность интернет-социализации заключается в том, что в соответствии с этапом у пользователей возникает определенная группа мотивов к пользованию интернет-пространством, формируются представления о роли Интернета в жизни человека, нарабатывается определенный уровень инструментальной компетентности.
3. Окончание одного этапа и начало нового характеризуется возникновением новых специфических мотивов у пользователей. На начальном этапе у пользователей возникают мотивы обозначенного присутствия и воплощения в роль, которые в результате их специфики, принадлежат к мотивам потребительской группы; на основном этапе возникают еще и мотивы личного пространства, репликации, взноса, принадлежащих к творческой группе мотивов. Формирование новых мотивов происходит благодаря обработке пользователем интернет-пространства и осознанию его особенностей.
4. Нормативность интернет-социализации определяется конструктивными представлениями относительно интернет-пространства, которые обеспечивают личности целенаправленное вхождение в Интернет, нормативными мотивами интернет-социализации; инструментальной компетентностью. Возникновение нормативного и девиантного направлений интернет-социализации возможно для каждого из ее этапов.
5. Психологической закономерностью интернет-социализации является изменение социального опыта личности, которое происходит в соответствии с ее этапами, благодаря трансформации пространственных и временных представлений, эффекту множественности.