«Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях» (научно-методические пособия)
Научно-методические пособия:
- Володина Ю.А., Матяш Н.В., Фещенко Е.М. Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях. - Брянск: РИО БГУ, 2014. – 92 с.
- Володина Ю.А., Рудин М.В., Юшкова Н.М. Психологическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье. - Брянск: РИО БГУ, 2014. – 92 с.
Актуальность проекта.
В научно-методических пособиях представлены результаты экспериментальной работы с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в родительской семье (экспериментальные областные площадки Департамента образования и науки Брянской области, Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области). Сложность исследуемой проблемы заключается в том, что случаи жестокого обращения и насилия в семье зачастую остаются не выявленными в виду различных причин (страха ребенка перед родителями, страха повторения случаев жестокого обращения, формирования комплекса «жертвы», отсутствия у ребенка возможности рассказать о произошедшем, и др.). Но как правило, именно они детерминируют социальные и психические нарушения различной степени тяжести у ребенка. Исходя из чего, своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание им квалифицированной психологической помощи позволяет ребенку справиться с травмой и выработать адаптивные способы реагирования на сложившуюся жизненную ситуацию.
Научно-практическая значимость.
В научно-методических пособиях обобщены результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, а также результаты научной и практической деятельности авторского коллектива с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в семье. Рассматриваются особенности и механизмы переживания кризисных ситуаций в детском и подростковом возрасте.Раскрываются личностные особенности детей-сирот, их психологические защитные механизмы и копинг-стратегии.
Дано определение жестокого обращения с детьми как психологического процесса, основанного на сильных психических переживаниях родителей и ребенка (эмоциональный шок, стресс, кризис), сопровождающегося информационным агрессивным влиянием на психику ребенка и/или физическим воздействием со стороны родителей и других взрослых, приводящего к патологическим изменениям в организме ребенка и психосоциальном развитии, нарушениям социокультурной адаптации в окружающей среде.
Проанализирована статистика жестокого обращения с детьми и подростками в России и за рубежом. Определены детерминанты жестокого обращения с детьми в родительской семье. Исследованы деструктивные психологические защиты детей-сирот и их роль в управлении кризисной ситуацией. Проведен анализ способов совладания с трудными жизненными ситуациями детей-сирот, переживших жестокое обращение в семье. На основе полученных данных обоснован механизм формирования неадаптивных копинг-стратегий детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в социально-неблагополучной семье.
В зависимости от типа социокультурной ситуации и особенностей семейного воспитания охарактеризованы негативные поведенческие стили, сформировавшиеся у детей-сирот, переживших жестокое обращение в родительской семье (пассивно-тревожный, протестно-агрессивный, асоциальный, рискованно-защитный).
Рассматривается модель деятельности практического психолога, раскрываются особенности оказания психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях, представлены психодиагностические методы и приемы работы с детьми-сиротами, находящимися в трудной жизненной ситуации (арттерапия и психодрама, психологический дебрифинг, социально-психологическая поддержка, антикризисный тренинг, трансформация личной истории, кризисная интервенция и др.).
Основное содержание работы «Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях»:
Введение.
Личность и кризис.
Кризисное развитие личности.
Подростковый кризис и его особенности.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях.
Профилактика кризисных ситуаций среди детей и подростков.
Психотехнологии работы с кризисными состояниями детей и подростков.
Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков.
Психодиагностические материалы.
Практические задания.
Контрольно-измерительные материалы.
Вопросы для самоконтроля.
Глоссарий.
Библиография.
Основное содержание работы «Психологическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье»:
Введение.
Психологические особенности детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье.
Влияние стресса и кризисных ситуаций на развитие детей.
Психологические защитные механизмы и копинг-стратегии детей-сирот, переживших насилие и жестокое обращение в семье.
Психодиагностические методы и методики работы с детьми-сиротами, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье.
Психологические методы развития позитивных презентационных моделей поведения детей-сирот, переживших насилие и жестокое обращение в семье.
Библиография.
Результаты.
Отдельные этапы проведенного экспериментального исследования были поддержаны грантом Президента МК-99.2014.6.
Результаты работы были представлены:
- на Открытом конкурсе Брянской области «Наука области – Брянщине (2014)» (Диплом I степени),
- опубликованы в научных рецензируемых журналах («PENSEE» (Франция), «SGEM» (Болгария), «Педагогическое образование в России», «Современные проблемы науки и образования», «Вестник Брянского государственного университета: Педагогика и психология», «Фундаментальные исследования»), включенных в реферативные базы данных (Web of Science, Scopus, SSOAR, НЭБ);
- в докладах на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Болгария (Альбена), Глухов (Украина), Москва, Иркутск, Сочи, Саратов, Пермь (Россия);
Получили положительную оценку со стороны психологов и педагогов социальных учреждений, работающих с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в родительской семье.