Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях» (научно-методические пособия)


Научно-методические пособия:

  • Володина Ю.А., Матяш Н.В., Фещенко Е.М. Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях. - Брянск: РИО БГУ, 2014. – 92 с.
  • Володина Ю.А., Рудин М.В., Юшкова Н.М. Психологическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье. - Брянск: РИО БГУ, 2014. – 92 с.

Актуальность проекта.

В научно-методических пособиях представлены результаты экспериментальной работы с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в родительской семье (экспериментальные областные площадки Департамента образования и науки Брянской области, Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области). Сложность исследуемой проблемы заключается в том, что случаи жестокого обращения и насилия в семье зачастую остаются не выявленными в виду различных причин (страха ребенка перед родителями, страха повторения случаев жестокого обращения, формирования комплекса «жертвы», отсутствия у ребенка возможности рассказать о произошедшем, и др.). Но как правило, именно они детерминируют социальные и психические нарушения различной степени тяжести у ребенка. Исходя из чего, своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание им квалифицированной психологической помощи позволяет ребенку справиться с травмой и выработать адаптивные способы реагирования на сложившуюся жизненную ситуацию.

Научно-практическая значимость.

В научно-методических пособиях обобщены результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, а также результаты научной и практической деятельности авторского коллектива с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в семье. Рассматриваются особенности и механизмы переживания кризисных ситуаций в детском и подростковом возрасте.Раскрываются личностные особенности детей-сирот, их психологические защитные механизмы и копинг-стратегии.

Дано определение жестокого обращения с детьми как психологического процесса, основанного на сильных психических переживаниях родителей и ребенка (эмоциональный шок, стресс, кризис), сопровождающегося информационным агрессивным влиянием на психику ребенка и/или физическим воздействием со стороны родителей и других взрослых, приводящего к патологическим изменениям в организме ребенка и психосоциальном развитии, нарушениям социокультурной адаптации в окружающей среде.

Проанализирована статистика жестокого обращения с детьми и подростками в России и за рубежом. Определены детерминанты жестокого обращения с детьми в родительской семье. Исследованы деструктивные психологические защиты детей-сирот и их роль в управлении кризисной ситуацией. Проведен анализ способов совладания с трудными жизненными ситуациями детей-сирот, переживших жестокое обращение в семье. На основе полученных данных обоснован механизм формирования неадаптивных копинг-стратегий детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в социально-неблагополучной семье.

В зависимости от типа социокультурной ситуации и особенностей семейного воспитания охарактеризованы негативные поведенческие стили, сформировавшиеся у детей-сирот, переживших жестокое обращение в родительской семье (пассивно-тревожный, протестно-агрессивный, асоциальный, рискованно-защитный).

Рассматривается модель деятельности практического психолога, раскрываются особенности оказания психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях, представлены психодиагностические методы и приемы работы с детьми-сиротами, находящимися в трудной жизненной ситуации (арттерапия и психодрама, психологический дебрифинг, социально-психологическая поддержка, антикризисный тренинг, трансформация личной истории, кризисная интервенция и др.).

Основное содержание работы «Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях»:

Введение.

Личность и кризис.

Кризисное развитие личности.

Подростковый кризис и его особенности.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях.

Профилактика кризисных ситуаций среди детей и подростков.

Психотехнологии работы с кризисными состояниями детей и подростков.

Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков.

Психодиагностические материалы.

Практические задания.

Контрольно-измерительные материалы.

Вопросы для самоконтроля.

Глоссарий.

Библиография.

Основное содержание работы «Психологическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье»:

Введение.

Психологические особенности детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье.

Влияние стресса и кризисных ситуаций на развитие детей.

Психологические защитные механизмы и копинг-стратегии детей-сирот, переживших насилие и жестокое обращение в семье.

Психодиагностические методы и методики работы с детьми-сиротами, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье.

Психологические методы развития позитивных презентационных моделей поведения детей-сирот, переживших насилие и жестокое обращение в семье.

Библиография.

Результаты.

Отдельные этапы проведенного экспериментального исследования были поддержаны грантом Президента МК-99.2014.6.

Результаты работы были представлены:

  • на Открытом конкурсе Брянской области «Наука области – Брянщине (2014)» (Диплом I степени),
  • опубликованы в научных рецензируемых журналах («PENSEE» (Франция), «SGEM» (Болгария), «Педагогическое образование в России», «Современные проблемы науки и образования», «Вестник Брянского государственного университета: Педагогика и психология», «Фундаментальные исследования»), включенных в реферативные базы данных (Web of Science, Scopus, SSOAR, НЭБ);
  • в докладах на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Болгария (Альбена), Глухов (Украина), Москва, Иркутск, Сочи, Саратов, Пермь (Россия);

Получили положительную оценку со стороны психологов и педагогов социальных учреждений, работающих с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в родительской семье.


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 73 читателя

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su