Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2014 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях» (научно-методические пособия)

Авторы:

  • Володина Юлия Анатольевна

    кандидат психологических наук, доцент, (Брянск)

  • Матяш Наталья Викторовна

    Доктор психологических наук, директор Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского" (Брянск)

  • Рудин Максим Владимирович

    кандидат педагогических наук, старший преподаватель, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского» (Брянск)

  • Фещенко Елена Михайловна

    кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского» (Брянск)

  • Юшкова Наталья Михайловна

    аспирант, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского» (Брянск)

Научно-методические пособия:

  • Володина Ю.А., Матяш Н.В., Фещенко Е.М. Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях. - Брянск: РИО БГУ, 2014. – 92 с.
  • Володина Ю.А., Рудин М.В., Юшкова Н.М. Психологическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье. - Брянск: РИО БГУ, 2014. – 92 с.

Актуальность проекта.

В научно-методических пособиях представлены результаты экспериментальной работы с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в родительской семье (экспериментальные областные площадки Департамента образования и науки Брянской области, Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области). Сложность исследуемой проблемы заключается в том, что случаи жестокого обращения и насилия в семье зачастую остаются не выявленными в виду различных причин (страха ребенка перед родителями, страха повторения случаев жестокого обращения, формирования комплекса «жертвы», отсутствия у ребенка возможности рассказать о произошедшем, и др.). Но как правило, именно они детерминируют социальные и психические нарушения различной степени тяжести у ребенка. Исходя из чего, своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание им квалифицированной психологической помощи позволяет ребенку справиться с травмой и выработать адаптивные способы реагирования на сложившуюся жизненную ситуацию.

Научно-практическая значимость.

В научно-методических пособиях обобщены результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, а также результаты научной и практической деятельности авторского коллектива с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в семье. Рассматриваются особенности и механизмы переживания кризисных ситуаций в детском и подростковом возрасте.Раскрываются личностные особенности детей-сирот, их психологические защитные механизмы и копинг-стратегии.

Дано определение жестокого обращения с детьми как психологического процесса, основанного на сильных психических переживаниях родителей и ребенка (эмоциональный шок, стресс, кризис), сопровождающегося информационным агрессивным влиянием на психику ребенка и/или физическим воздействием со стороны родителей и других взрослых, приводящего к патологическим изменениям в организме ребенка и психосоциальном развитии, нарушениям социокультурной адаптации в окружающей среде.

Проанализирована статистика жестокого обращения с детьми и подростками в России и за рубежом. Определены детерминанты жестокого обращения с детьми в родительской семье. Исследованы деструктивные психологические защиты детей-сирот и их роль в управлении кризисной ситуацией. Проведен анализ способов совладания с трудными жизненными ситуациями детей-сирот, переживших жестокое обращение в семье. На основе полученных данных обоснован механизм формирования неадаптивных копинг-стратегий детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в социально-неблагополучной семье.

В зависимости от типа социокультурной ситуации и особенностей семейного воспитания охарактеризованы негативные поведенческие стили, сформировавшиеся у детей-сирот, переживших жестокое обращение в родительской семье (пассивно-тревожный, протестно-агрессивный, асоциальный, рискованно-защитный).

Рассматривается модель деятельности практического психолога, раскрываются особенности оказания психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях, представлены психодиагностические методы и приемы работы с детьми-сиротами, находящимися в трудной жизненной ситуации (арттерапия и психодрама, психологический дебрифинг, социально-психологическая поддержка, антикризисный тренинг, трансформация личной истории, кризисная интервенция и др.).

Основное содержание работы «Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях»:

Введение.

Личность и кризис.

Кризисное развитие личности.

Подростковый кризис и его особенности.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях.

Профилактика кризисных ситуаций среди детей и подростков.

Психотехнологии работы с кризисными состояниями детей и подростков.

Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков.

Психодиагностические материалы.

Практические задания.

Контрольно-измерительные материалы.

Вопросы для самоконтроля.

Глоссарий.

Библиография.

Основное содержание работы «Психологическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье»:

Введение.

Психологические особенности детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье.

Влияние стресса и кризисных ситуаций на развитие детей.

Психологические защитные механизмы и копинг-стратегии детей-сирот, переживших насилие и жестокое обращение в семье.

Психодиагностические методы и методики работы с детьми-сиротами, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье.

Психологические методы развития позитивных презентационных моделей поведения детей-сирот, переживших насилие и жестокое обращение в семье.

Библиография.

Результаты.

Отдельные этапы проведенного экспериментального исследования были поддержаны грантом Президента МК-99.2014.6.

Результаты работы были представлены:

  • на Открытом конкурсе Брянской области «Наука области – Брянщине (2014)» (Диплом I степени),
  • опубликованы в научных рецензируемых журналах («PENSEE» (Франция), «SGEM» (Болгария), «Педагогическое образование в России», «Современные проблемы науки и образования», «Вестник Брянского государственного университета: Педагогика и психология», «Фундаментальные исследования»), включенных в реферативные базы данных (Web of Science, Scopus, SSOAR, НЭБ);
  • в докладах на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Болгария (Альбена), Глухов (Украина), Москва, Иркутск, Сочи, Саратов, Пермь (Россия);

Получили положительную оценку со стороны психологов и педагогов социальных учреждений, работающих с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение и насилие в родительской семье.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе