«Группы взаимопомощи для родителей детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом» (программа)
Актуальность.
Ранний детский аутизм (далее по тексту РДА) понимается нами как сборная группа синдромов, в основе которых лежит дезонтогенез по типу искаженного развития. В МКБ-10 детский аутизм под шифром F84.0 рассматривается как «общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трех лет и аномальным функционированием во всех трех сферах: социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. Тенденция к росту РДА, не зависит от национальностей, расы, географических факторов. По данным ВОЗ в настоящее время каждый 150 ребенок в мире имеет РДА и эта цифра неуклонно растет.
Появление ребенка с РДА является мощным стрессовым фактором для семьи в целом и своевременное оказание ей психологической помощи существенно влияет на дальнейшее развитие ребенка. Мы считаем крайне важным профилактику деструктивной перестройки семейной системы, которая автоматически будет происходить в первые годы жизни ребенка и проявляется в уменьшении контактов родителей с окружающими, ухудшением эмоционального фона в семье с ребенком с РДА.
Цель проекта: оказание психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка дошкольного возраста с РДА.
Основное содержание работы.
Мы разработали Программу работы групп взаимопомощи для родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с РДА. Данная программа успешно реализуется на базе Центра детского развития «Монтессорики» (Россия, г. Орел, ул. Розы Люксембург, д.4) в течение 2014 года.
В группе 5 семей (отцы и матери), воспитывающих ребенка дошкольного возраста с РДА Возраст детей – от 3 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев. Возраст родителей — от 25 до 38 лет (возраст указан на момент начала работы группы – сентябрь 2014 года). Все семьи полные, в каждой семье воспитывается один ребенок.
Задачи: 1) знакомство участников друг с другом; 2) создание условий для раскрепощения членов группы, их сближение и объединение; 3) осознание каждым родителем собственной индивидуальности, повышение самооценки; 4) развитие коммуникативных навыков и умений родителей детей с РДА; 5) снижение эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния каждого участника группы; 6) снижения уровня ситуационной и личностной тревожности родителей детей с РДА.
Программа рассчитана на 7 встреч длительностью от 1 до 3 часов.
Занятия начинаются с ритуала приветствия. Психолог выступает как члены группы, активный участник всех упражнений.
Затем мы проводим первичную диагностику с помощью методики диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) / Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб: Речь, 2005. — С.44−49
Результаты диагностики показали: абсолютно у всех респондентов — высокий уровень тревожности (>46) по каждой из подшкал. Такой уровень тревожности может быть связан с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.
В основную часть занятия мы включили упражнения, направленные на вскрытие проблемы и отработку, закрепление навыков поведения, общения. На этом этапе мы даем возможность участникам группы попробовать новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке на занятии. Задача психолога — поощрять попытки участников отработать полученные навыки, способствовать развитию доверительных отношений.
В каждое занятие включены релаксационные упражнения, направленные на снижение напряжения и оптимизацию функционального состояния.
Группы взаимопомощи – на наш взгляд — способны предоставить разные виды столь необходимой психологической поддержки: признание объективной сложности ситуации, в которой находится каждый родитель ребенка с РДА, уверенность в возможности позитивных изменений в ребенке, возможность позитивного будущего, присоединение как вид психологической поддержки, указание на сильные стороны ситуации и некоторые другие.
В зависимости от специфики группы применяются разнообразные методы (групповые дискуссии, эмпатические слушания, упражнения по технике эффективного общения, релаксация, саморегуляция, обсуждение проблем и пр.). Каждая встреча, а также смысловые этапы в работе группы завершаются подведением итогов, определением ориентиров на будущее. Мы также создаем возможности для неформальных встреч участников группы друг с другом вне занятий: организуем различные праздники для детей и родителей на базе центра, посещаем выставки, театры, музеи, являемся участниками конференций на базе ФГБОУ ВПО «ОГУ», г. Орел, посвященных работе с детьми данной категории.
Результаты.
В конце работы группы участники отмечают общее улучшение собственного самочувствия, повышение работоспособности, улучшение сна, улучшение взаимоотношений в семье.
Проведенная повторная диагностика ситуативной и личностной тревожности по ранее заявленной методике показала значимый сдвиг в сторону уменьшения уровня тревожности респондентов. Результаты диагностики уровня тревожности родителей и математический анализ результатов представлены в приложении 1 (Дополнительные материалы).