«Психокоррекционная работа с лицами, пережившими травматический стресс на основе модели когнитивно-поведенческой психотерапии с учетом этнокультуральных особенностей» (монография)
Актуальность исследования
Глубокий социально-политический и экономический кризис, охвативший Россию в 90 годах, в Чеченской Республике (ЧР) протекал в крайних формах. Разгул экстремизма и терроризма вынудили федеральный центр предпринять жесткие меры по наведению конституционного порядка.
Однако данный процесс был мучительно сложным и болезненным, поскольку реализовывался через активные боевые действия, с причинением значительного ущерба человеческим и материальным ресурсам в масштабах всей страны. При этом большие физические и психологические страдания пришлись на долю населения Чеченской Республики, которое более 12 лет жило в условиях антропогенной чрезвычайной ситуации, подвергаясь воздействию стрессоров высокой интенсивности, и переживая психотравмирующие события, сопряженные с угрозой для жизни. За этот период по разным оценкам погибло до 200 тысяч человек.
Длительное воздействие чрезвычайных событий не могло пройти без психопатических последствий для населения Чеченской Республики, одним из которых является посттравматическое стрессовое расстройство, сопровождающееся также и другими эмоциональными и поведенческими нарушениями.
В этой связи крайне важным было не только изучение психологических последствий проживания населения одного из субъектов Российской Федерации в экстремальных условиях, но и выработка эффективных мер по социально-психологической реабилитации и коррекции эмоциональных нарушений, вызванных военными действиями.
Психологические последствия после непосредственного воздействия психотравмирующих ситуаций разнообразны и могут выражаться в целом ряде эмоциональных нарушений.
Содержание работы
В данной работе проведено психодиагностическое изучение (на примере жителей ЧР) выраженности симптоматики отдельных психических расстройств (посттравматического стресса, тревоги и депрессии, а также специфики проявления суицидальных реакций в традиционно консервативном обществе), и их сопряженность с индивидуально-личностными параметрами испытуемых, длительное время находившихся в зоне локального вооруженного конфликта.
Определены и использованы в процессе психокоррекции комплекс разнообразных техник когнитивно-поведенческой модели психотерапии, которые были направлены, прежде всего, на купирование признаков ре-переживания образов травмы. При этом в коррекционной работе были учтены этнокультуральные особенности (прежде всего религиозные) психотерапевтической выборки.
Когнитивная модель психотерапии, сочетающая также бихевиоральные стратегии, как известно, считается едва ли не первым методом оказания психологической помощи лицам, страдающим эмоциональными нарушениями. В данном направлении, терапевтический эффект достигается на основе использования приемов и техник, позволяющих оценить неадекватные и нереалистичные аспекты мышления, представлений, правила, которыми личность реагирует на внешние стимулы. Установление вариантов и форм когнитивных искажений и иррациональных установок в ходе психокоррекционной работы позволяло выявить и изучить достаточно типичные и устойчивые негативные когнитивные комплексы (базисные дисфункциональные убеждения, затрагивающие и основанные на аспектах пережитого травматического опыта). Которые включали в себя убеждения, ожидания, запросы, систему ценностей личности, которые в целом лежат в основе эмоциональных нарушений и дисфункционального поведения. Именно эти когнитивные посттравматические образования являлись «мишенью» психотерапевтического воздействия, и работа с ними играла решающую роль в процессе психокоррекции.
В рамках коррекционной работы когнитивно-поведенческая модель психотерапии реализовывалась в контексте этнокультуральных и социально-психологических аспектов контингента лиц, переживавших хронический стресс высокой интенсивности, и согласившихся пройти курс психологической реабилитации. Приемы и техники традиционной когнитивно-поведенческой терапии применялись во взаимосвязи с религиозными ритуалами и обрядами, выполнявшиеся пациентами как индивидуально, так и коллективно (молитвы, обряды зикра и т.п.).
Итогом сочетания когнитивно-бихевиоральных стратегий с методами духовного воздействия стало не только когнитивная переработка и переструктурирование негативной информации в психотравмированном сознании больных, разрядка эмоционального напряжения, привыкание к травматическим воспоминаниям прошлого, и выработка адаптивных форм поведения. Но и духовное осмысление случившегося, принятие его, как нечто случившееся не просто так, а имеющее глубокое экзистенциональное значение для духовного совершенствования и личностного развития.
Основные выводы
1. Значительная часть обследованной выборки страдает от последствий переживания психотравмирующих событий в условиях длительной чрезвычайной ситуации, что проявляется высокой выраженностью признаков посттравматического стресса, которые различны в зависимости от пола и возраста. У некоторой части обследованных уровень ПТС корреспондирует с клинической картиной ПТСР:
2. Установлено, что выраженность ПТС среди женской выборки значительно выше, чем у выборки мужчин. При этом у женщин наиболее выраженными признаками ПТС являются гипервозбуждение и навязчивое воспроизведение травматического события.
3. Наиболее высокие показатели переживания признаков ПТС, в частности, повторное переживание травмы, оказались у лиц юношеского возраста (после травмы в прошлом, высокие показатели повторного переживания травмы приходятся на возрастной период от 36 до 60 лет).
4. О высокой эффективности методов КБТ в психотерапии симптомов посттравматического стрессового расстройства при краткосрочности терапевтических вмешательств.
5. Достижение положительного терапевтического эффекта в когнитивно-поведенческой обработке дисфункциональных мыслей, связанных с переживанием травматического стресса (симптомы ПТСР) сказывалось также на снижении выраженности сопутствующих эмоциональных нарушений тревожно-депрессивного спектра.
6. В психокоррекционной практике применение приемов КБТ имеет несомненную терапевтическую значимость при сочетании с духовными (религиозными) методами воздействия.