«Юмор в контексте развития» (монография)
Монография «Юмор в контексте развития» (ТО «Неформат», 2014. — 280 с.) представляет поисковое аналитико-систематизирующее исследование проблемы юмора в науках о психике и культуре, психологической практике, развивающих образовательных технологиях.
Актуальность, научная и практическая значимость
Актуальность проекта вызвана ситуацией в исследованиях юмора, как во всемирной, так и в российской психологии. Рост работ по проблеме юмора с начала 20 века в начале 21 века привел к появлению работ интегративного типа (например, Roeckelein J. The psychology of Humor. A Reference Guide and Annotated bibliography. Greenwood Press. 2002, Мартин Р. Психология юмора. – СПб.: Питер, 2009, The primer of humor research / ed.by V. Raskin. – Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2008.). В российской психологии интегративных работ по проблеме юмора практически нет, хотя методология российской психологии позволяет даже синтез в цельную психологическую концепцию юмора, которая могла бы стать этапной в развитии знаний о юморе и задавать направление развития самого юмора.
Научная значимость проекта и состоит в том, что предпринята такая попытка синтеза разнородных знаний о юморе в русле традиций российской психологии, которые при этом также развиваются. Практическая значимость проекта заключается в том, что на основе теоретических достижений проекта предлагаются психолого-образовательные технологии рефлексии и развития чувства юмора.
Основное содержание работы и ее этапы
Этап 1. 1990-1994. Написание курсовой работы «Юмор как проблема психологии» на 3 курсе факультета психологии МГУ под руководством кпн Д.А.Леонтьева, в которой были намечены пути осмысления юмора как высшей психической функции по Л.С.Выготскому, и поставлена задача поиска обобщающей психологической категории для осмысления юмора. Такая обобщающая для феноменологии юмора категория была предложена нам в период обучения в аспирантуре в 1994 году Д.А. Леонтьевым в виде категории психологического орудия, осмысляющей юмор как психологическое орудие личностной регуляции.
Этап 2. 1994-2004. Сбор феноменологии юмора и библиографии.
Этап 3. 2005-2012. Написание диссертации на соискание степени кандидата психологических наук «Юмор как психологическое орудие личностной регуляции» и ее рекомендация кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ к защите.
Этап 4. 2013-2014. Написание монографии «Юмор в контексте развития». Совершен переход от рассмотрения юмора в контексте личностной регуляции к контексту развития, доработана модель бытия развивающегося человека, а также бытийная смысловая система слова, которая определяет национальную специфику развития юмора. В контексте социального развития проанализированы принципы влияния посредством юмора и передачи юмористического настроения. Логика анализа юмора привела к смещению акцента с проблематики юмора на проблематику методологических принципов психологии и на обоснование необходимости эволюционно-деятельностного подхода.
Аннотация монографии
В жанре метатеории рассматриваются принципы развития человека. Теория развития выстраивается через анализ юмора в культурогенезе и онтогенезе. Исследование ведется в русле культурно-исторической психологии. Предлагается система уровневого анализа Бытия человека и межуровневых механизмов регуляции Бытия, которая в совокупности представляет собой модель существования развивающегося человека. Анализируется роль юмора в компенсации дефицита способностей к саморегуляции в психопатологии и в личностном развитии и самотрансценденции, механизмы трансляции юмористического настроения, механизмы национальной идентификации посредством юмора, принципы влияния посредством юмора. Через анализ словоупотребления представляется специфика развития юмора в русской, белорусской и польской поэзии. Обосновывается необходимость выделения в рамках культурно-исторической парадигмы психологии особого эволюционно-деятельностного подхода.
В приложении представлены программа группы встреч «Развитие через юмор» и тесты-упражнения для самооценки и развития юмора.
Теоретические положения о юморе, раскрываемые в монографии:
- Психологические проявления юмора развиваются в культурогенезе и онтогенезе в соответствии с закономерностями развития высших психических функций.
- В развитых формах юмор становится средством саморегуляции, то есть психологическим орудием активного и произвольного воздействия личности на саму себя.
- Психологический смысл юмора заключается в компенсации дефицита способностей саморегуляции, психического отражения и личностного развития.
- Анализ словоупотребления является методом исследования развития и социализации психологической феноменологии юмора.
- Влияние посредством юмора обеспечивается механизмами трансляции и понимания смыслов.
- Юмор является средством развития национальной идентификации, которая может быть как прямой, так и сравнительной.
- В существовании человека юмор является средством регуляции психического отражения и деятельности, подчиненным цели развития личности.
Результаты и выводы
Исследования юмора являются своего рода «интеллектуальной площадкой» для верификации различных психологических теорий, так как позволяют уточнять и развивать содержание и методологию различных психологических подходов, и этим приближаться к более объемному научному представлению о психологической реальности в целом.
В русле культурно-исторической психологии исследования юмора позволили приблизиться к более полному пониманию эволюции психического отражения, деятельности и личностной регуляции в истории человека, позволили выделить наиболее актуальные методологические проблемы общей психологии, такие как проблемы «структура-функция», «уровень-вид», «система-модель», взаимодополнительность таких типов психического как эмоциональное-интеллектуальное, когнитивное-деятельностное, реактивное — активное, причинное – целевое, а также создать объяснительную модель личностной регуляции Бытия, которая углубляет представление о человеке как человеке развивающемся.
Выделение внутри культурно-исторической парадигмы психологии эволюционно-деятельностного подхода позволяет в качестве приоритетных исследовать проблемы психологических механизмов развития и эволюции, критериев оценки эволюционирования психики, направления эволюции человека в его существовании по направлению к обретению и реализации родовой сущности человека, эволюциоонного смысла психической патологии и ее позитивизации, а также создавать ноотехники развития личности, которыми являются юмор, научное знание и искусство. Это важно, поскольку тенденцией Бытия современного человека является переход от причинной детерминации развития (средовой и мотивационной) к целевой детерминации развития (смысловой и сознательной).
Анализ юмора в контексте проблемы развития подводит к необходимости разработки психологии развивающегося человека и средств развития психики и личности.