«Психологическая коррекция конституционально-типологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи» (диссертация)
Актуальность
Сиротство как фактор внешнего воздействия разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с микросоциумом взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения психофизического и социального развития (Т.А. Басилова, 1998; Л.Н. Галигузова, 1996; Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984; B.C. Мухина, 1991, Е.А. Стребелева, 1998; И.В. Дубровина, И.М. Лисина, 1982; A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1991; А.Г. Рузская, 1990; Л.М. Шипицына, Е.А. Казакова, 2000).
Известно, что личность как интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные воздействия (B.C. Мерлин, 1986; А.А. Деркач и Н.В. Кузьмин, 1993; Б.А. Сосновский, 1996; В.В. Белоус, 1999). Более адекватные или менее адекватные реакции личности на деструктивное воздействие социальных факторов зависят от степени выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической личностной предиспозиции. Взаимодействие внешних и внутренних факторов способствует формированию личностной и поведенческой изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы – акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н. Волоскова, 2001; В.Ф. Гнучев, 2001; В.И. Кривоконь, 2002; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов, 2002).
Возникает необходимость определения выраженности признаков конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности социальных сирот, которые являются мишенью для принципиально новых конституционально- ориентированных психокоррекционных подходов к детям и подросткам.
Объективная психологическая регистрация закономерностей формирования конституционально-континуальной изменчивости личности невозможна без многоуровневой диагностики, без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б.Ф.Ломов, 1994). Лишь после психодиагностики аномальной личностной изменчивости возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей.
Цель исследования
Разработка вариантов психологической диагностики и психокоррекции конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции подростков-сирот.
Объект исследования: человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования: конституционально-типологическая недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция у подростков-сирот.
Задачи исследования:
1. Изучить существующую отечественную и зарубежную литературу, посвященную вопросам психологической
диагностики и коррекции детей и подростков,воспитывающихся без семьи.
2. Разработать и провести дифференцированную экспериментально-психологическую диагностику подростков в условиях детского дома, выделив испытуемых с конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности подростка.
3. Определить и разработать адекватные и оптимальные методы психологической коррекции конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности, направленные на восстановление конституциональных психологических механизмов защиты.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи подросткам-сиротам с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности.
Эмпирическая гипотеза исследованиязаключается в том, что одинаковые социальные условия существования субъекта подразумевают взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека. Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование конституционально-психотипологической структуры личности, или появление признаков аномальной конституциональной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности конституциональной детерминированности вероятностной психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая помощь должна быть направлена на восстановление конституционально-психологических механизмов компенсации и адаптации.
Теоретическая гипотеза исследованияоснована на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к психотипологической структуре индивидуальности, предполагая, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования при взаимодействии с неблагоприятными факторами в виде психической депривации, изменяя или нарушая характер адаптационных и компенсаторных возможностей личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основы исследованиясоставили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как процессе» (Б.Г.Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн); идея о системной, межфункциональной организации человеческой психики и сознания (Л.С.Выготский); концепция системного подхода в психологии (Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков); континуально-генетическая концепция (А.В.Брушлинский); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е.Личко, К.Леонгард, Г.К.Ушаков); представление об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С.Братусь, В.В.Белоус, В.Н.Дружинин, Е.А.Климов, В.С.Мерлин, В.И.Слободчиков); концепция пограничной аномальной личности (И.В.Боев, О.А.Ахвердова); концепция аномальной личностной изменчивости органического происхождения (Н.Н.Волоскова; О.А. Минаева), отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической помощи (И.В.Боев, О.А.Ахвердова, Н.Н.Волоскова, 2002; Н.Н. Ерошенко, 2002; Э.М. Козлова, 2003; Н.А. Куксова, 2003; Л.В. Лысенко, 2003), а также исследования по проблемам детского развития в условиях интернатного учреждения (А.Адлер, Ф.Б.Березин, Дж. Боулби, А.И. Захаров, Й.Лангмейер, З.Матейчик, А.Маслоу, В.С.Мухина, А.А.Рояк, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Фурман и др.)
Материал и методики исследования.В экспериментально-психологическом исследовании приняло участие 156 подростков (88 юношей и 68 девушек) в возрасте 14-16 лет. Обследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, детских домов Ставропольского края в течение нескольких лет, что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов психокоррекции.
Для реализации поставленной цели и задач использованы следующие методы и методики психологического обследования диагностики: социограмма, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личко (1987), клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (В.Д.Менделевич, К.К.Яхин, 1978), методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф. Бажин, 1976, И.Б.Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка (1964), шкала тревожности (Teulor J., 1953).
Используя принципы дифференциальной диагностики в конституциональной психологии, все обследуемые были распределены по месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологической нормы-акцентуации с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД (1 группа - 44 подростка) и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) с признаками сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности (2 группа - 77 подростков). Третью группу (контрольную) составили 35 условно здоровых воспитанников детских домов, соответствующих диапазону психологической нормы-акцентуации.
Специализированная психологическая помощь основывалась на концепции сотрудничества в психологическом консультировании (К.Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации О.Н.Усановой (1995); принципах лечебной педагогики Н.Е.Поляковой (1995); методе реконструктивной психотерапии В.Н.Мясищева (1961) в модификации Н.Н. Ерошенко (2002), Э.М. Козловой (2003) и программу активной и пассивной арттерапии, разработанную Н.Н.Волосковой (2001) для подростков, имеющих аномальную личностную изменчивость органического происхождения, адаптированную к настоящему контингенту испытуемых.
Математическая статистика и графическая обработка результатов исследования проводилась с использованием персонального компьютера Pentium III, программного обеспечения фирм StatSoft (Statistica for Windows, release 5.0) и Microsoft (Windows 98, Microsoft Exel 97).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подростки, подвергающиеся длительному деструктивному воздействию неблагоприятных социально-стрессовых факторов в виде психической депривации, обнаруживают особое взаимосочетание конституциональных психотипологических характеристик, детерминированных конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозиции личности.
2. Сочетанная конституционально-типологическая недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция личности у подростков-сирот проявляется признаками дизонтогенеза психического развития, социальной дезадаптацией, искажением эмоционального реагирования, личностными и поведенческими нарушениями, обусловленными органической и конституциональной недостаточностью.
3. Подросткам с признаками аномальной личностной и поведенческой изменчивости, детерминированной конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности, необходима специализированная психологическая помощь для восстановления конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации.
Научная новизна исследования
Выявлена совокупность качественных и количественных показателей в конституциональном личностном континууме от диапазона психологической нормы – акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности, характерных для подростков, проживающих в детских домах. Экспериментально-психологические исследования обнаружили у подростков – сирот, относящихся к диапазону психологической нормы – акцентуации, признаки конституционально-типологической нейроэндокринной недостаточности и ВНД, обуславливающие неустойчивую толерантность к деструктивным факторам социальной среды; для диапазона пограничной аномальной личности характерна сочетанная коституционально-типологическая недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и циклоидной структур личности и формированием патологического девиантного стереотипов поведения.
Теоретическая значимость исследования
Доказано, что надежность конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации детей-сирот зависит от степени выраженности сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности. На эмпирическом и экспериментально-психологическом уровнях раскрыты интимные психологические механизмы, лежащие в основе психической депривации воспитанников детских домов. Доказано, что восстановление устойчивых конституциональных психологических механизмов защиты зависит от адекватности методов специализированной психологической помощи подросткам, воспитывающимся без семьи.
Практическая значимость исследования
Предложен стандартный набор психологических методов, доступных психологам и другим специалистам, которые позволяют объективизировать аномальную, конституционно обусловленную психотипологическую изменчивость у воспитанников детских домов. Разработанная экспериментально-психологическая диагностическая модель сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности как условия формирования аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, воспитывающихся без семьи, может быть использована в практической работе психологов, клинических психологов и других специалистов детских домов и учреждений интернатного типа, при составлении индивидуального психологического профиля воспитанника. Разработана комплексная специализированная психологическая помощь, направленная на восстановление психологических механизмом компенсации и адаптации, что способствует нивелировке аномальных личностных и поведенческих расстройств в структуре патологического девиантного поведения, а также невротических нарушений у подростков-сирот.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими положениями, лежащими в основе экспериментально-психологического и психокоррекционного исследования, использованием стандартного комплекса апробированных психологических методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки; значимостью полученных результатов при использовании специализированной психологической помощи подросткам, а также экспериментальных данных, основанных на качественном и количественном анализе с применением современных методов обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации представлялись на 8-й Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологические аспекты» (Калуга, 2002); 48 научно-методической конференции «Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2003); 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2003); международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии» (Пенза, 2003); международной научно-практической конференции «Проблемы детской антропологии» (Ставрополь, 2003); Интернет – конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004); международной научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, 2004); международной научно-практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, 2004), а также результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного университета).
Публикации результатов исследования: по теме диссертации опубликовано 28 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 174 страницах машинописного текста. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений. Библиография насчитывает 198 отечественных и 20 иностранных источников.
Выводы
1. Изначально «неполноценная биологическая почва» у подростков-сирот, взаимодействуя с деструктивными социально-стрессовыми факторами в виде психической депривации, детерминирует проявление конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации, проявляющиеся на феноменологическом и экспериментально-психологическом уровнях аномальной личностной и поведенческой изменчивостью.
2. Экспериментально-психологическое обследование воспитанников современных детских домов выявило их распределение в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологической нормы – акцентуации с признаками конституционально-типологической нейроэндокринной недостаточности, а также диапазон пограничной аномальной личности с признаками сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности.
3. Подросткам диапазона пограничной аномальной личности с конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности свойственны: дизонтогенез психического развития (ретардации; асинхронии); низкая успеваемость в школе, проблемы речевой деятельности (дефекты звукопроизношения, нарушения устной и письменной речи, чтения, письма); высокий уровень тревожности, невротизации и психопатизации; социальная дезадаптация (наличие психологических проблем в сфере общения, травмирующий опыт, необъективная оценка жизненных ситуаций; трудности общения со взрослыми, сверстниками как младше, так и старше по возрасту); деформации эмоциональной сферы (незащищенность, одиночество, депрессия, страхи, тревожные состояния); личностные и поведенческие нарушения (конфликтность, гетеро- и аутоагрессивность, враждебность, психастеничность).
4. Разработаны варианты комплексной специализированной психологической помощи подросткам-сиротам, направленные на восстановление конституциональных механизмов психологической защиты в виде повышения толерантности к социальным деструктивным факторам, оптимизации психологических механизмов компенсации и адаптации.
5. Комплексная специализированная психологическая помощь включает сочетание приемов психотерапии и психокоррекции в виде патогенетической (личностно-реконструктивной) психотерапии, активной и пассивной арттерапии, музыкотерапии, которые в особенности адекватны конституционально-психотипологической эпилептоидной и циклоидной структурам личности и направлены на гармонизацию конституционально-типологической нейроэндокринной недостаточности и ВНД, лежащим в основе патологического девиантного поведения и аномальных личностных переживаний подростков-сирот.
6. Редукция аномальных личностных, поведенческих и невротических расстройств в процессе оказания комплексной специализированной психологической помощи обнаруживает определенные психологические закономерности, зависящие от психотипологической структуры личности и ее расположения в конституционально-континуальном пространстве личности.
7. Эффективность и адекватность разработанных вариантов комплексной специализированной психологической помощи аномальным личностным и поведенческим расстройствам у подростков-сирот может быть объективизирована с помощью стандартного набора личностных и клинических опросников, позволяющих провести многомерный психологический анализ, регистрирующий позитивный психотипологический дрейф от границ диапазона психопатии к диапазону пограничной аномальной личности и далее до диапазона психологической нормы - акцентуации.