«Психодиагностика суицидального поведения детей и подростков» (методическое пособие)
Рецензенты: Баева И.А. (доктор психологических наук, профессор, заведующая научно-исследовательской лаборатории «Психологическая безопасность и культура в образовании»); Овчарова Р.В. (доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета); Прихожан А.М. (доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии МГПУ).
Научное направление «Суицидология» в психологии уже давно оформилось, но качеству диагностики суицидального поведения не уделяется достаточного внимания. Диагностический инструментарий предлагается почти в каждом пособии, но без обоснования предлагаемого комплекса методик. Парадоксальными являются научные публикации с обзором методик, которые в России не переведены или не апробированы, в сети Internet отсутствует бесплатный доступ к использованию известных надежных методик. Разделение диагностики на клиническую и психологическую, взрослую и детскую слабо дифференцировано. Имеется некоторое методологическое смешение в понятиях риска, намерений, поведения по показателям субъективных методик. Поиск методик усложнен тем, что ссылки в сети Internet и литературе на сведения о надежности, валидности и стандиртизированности методик отсутствуют. Проективные методики с той интерпретацией, которая прилагается можно использовать в лучшем случае как арттерапевтический прием. Трудно найти и воспользоваться опытом применения диагностического инструментария для конкретного случая, и образцы заключений по результатам обследования.
Несвоевременное выявление высокого риска суицидальных реакций и намерений у детей и подростков препятствует организации эффективной профилактики и коррекции суицидов. Точная диагностика суицидального риска и намерений – задача в психодиагностике сверхсложная. Современный подросток не чувствует, себя защищенным и чаще даже испытывает сомнения, нужен ли он обществу, родителям и близким? Потребительская психология, агрессивно встраивается в сознание подростков и подменяет истинный смысл его жизни. Разрушающее влияние примеров ухода из жизни детям и подросткам наносят художественные фильмы, компьютерные игры, СМИ, форумы общения, сводная информация, размещенная в сети Internet.
В профилактике суицидального поведения и оказания необходимой помощи детям и подросткам в трудной жизненной ситуации, психодиагностика решает несколько задач: профилактика суицидального риска; выявление причинности суицидального поведения; проверка эффективности коррекционной деятельности. Для решения любой из задач необходимо иметь доступный и экономичный инструмент диагностики и кроме этого возможность в его выборе (экспресс-диагностика, возрастная диагностика, психологическая диагностика личностная или проективная, педагогическая диагностика).
Исходя из этих задач определяются основные цели методического пособия:
- описать имеющийся опыт психодиагностической работы специалистов ЧОЦСЗ «Семья» с суицидальным поведением детей и подростков на территории Челябинской области;
- представить авторский взгляд на психодиагностическую деятельность широкой аудитории специалистов, занимающихся профилактикой и коррекций суицидального поведения детей и подростков;
- собрать такой диагностический комплекс, который позволит специалистам быстро ориентироваться в нем, сделать обоснованный выбор и качественно осуществлять психодиагностическую работу.
Содержание.
В первой главе методического пособия выделяются и раскрываются возрастные особенности психологической диагностики суицидального поведения. Теоретический акцент ставится на психологическую дезадаптацию, семейную психодиагностику и роль психологических механизмов адаптации в суицидальном поведении. Систематизированы и представлены в таблице шесть групп индикаторов повышенной степени суицидального риска: ситуативные, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие, мотивационные, определены общие и типичные для детей и подростков симптомокомплексы. Принцип единства диагностики и коррекции суицидального поведения рассматривается как диагностический этап в коррекционной деятельности специалиста.
Во второй главе систематизирован опыт работы специалистов трех отделений ЧОЦСЗ «Семья». Особый интерес представляют разработанные формы отчетности, методический опыт координации диагностической работы, описание случаев суицидального поведения по результатам проективной диагностики, опыт использования в качестве инструмента диагностики консультативной беседы с обсуждением притч о жизни и смерти, применения техники песочной терапии, консультирования на экстренной линии детского телефона доверия.
В третьей главе представлен неинструментальный метод исследования суицидального поведения (беседа), методики высокого уровня формализации (тесты, опросники, анкеты) и методики малоформализованные (проективные), анкеты для родителей и педагогов, схемы обследования и заключения с конкретными задачами. Комплекс методик представлен не только, специальным инструментарием, позволяющий непосредственно определять признаки суицидального поведения, но и структурированным перечнем диагностических материалов, позволяющих измерять его косвенные показатели. Обе группы методик комплекса организованы в таблицы, удобные для решения диагностической задачи.
Информационные материалы четвертой главы позволяют быстро подключить к диагностике дополнительные источники. Например, словарь по суицидологии служит для решения научно-практической диагностической задачи в сопоставлении полученных результатов диагностики и теоретических характеристик суицидального поведения, что приводит к единству диагностики в теории и практике.
Методическое пособие позволяет упростить и ускорить диагностику суицидального поведения детей и подростков; дифференцированно применить разработанные формы заключений; точнее выявлять те особенности и общие интегративные показатели, которые соответствуют современному и реальному ее состоянию и запросу.