«“Сенсорики” - группа дневного пребывания инклюзивного развития и воспитания» (программа совместного пребывания дошкольников с сохранным интеллектом и детей с особыми потребностями развития)
Актуальность проекта:
По данным исследования от 2012 года, в г. Темиртау на первом месте по численности случаев инвалидности являются нарушения интеллектуального развития и ДЦП. Особой сложностью характеризуется работа с детьми, имеющими при этом тяжелые нарушения речи. Развивающие занятия в большинстве случаев с такими ребятами осуществляются в индивидуальной форме. При этом крайне сложно отследить характер динамики в связи с трудностями у ребят выражать во внешнем плане полученные знания. Кроме того, индивидуальная работа со специалистом позволяет подобрать индивидуальную программу к каждому малышу, однако не решает задач включения ребят в коллектив сверстников. Возникают трудности с реализацией их потребности в общении, организации совместной игровой деятельности. Нередко дети с выраженными нарушениями так и остаются непонятыми и неуслышанными как взрослыми, так и детьми. Таким образом, получая необходимую помощь специалистов, они продолжают пребывать в изоляции, не имея возможности находиться в детском коллективе и принимать участие в совместной игровой, учебной и досуговой деятельности. Для обеспечения полноценного процесса социализации появилась острая необходимость в создание таких условий, при которых дети с особыми потребностями могли бы беспрепятственно находиться в коллективе сверстников и активно вовлекаться в совместную деятельность. Подражая здоровым сверстникам, ребята с особыми потребностями могли бы расширять объем доступных действий. А у детей с сохранным развитием в это же время развивались бы такие качества, как терпимость, желание помочь и поддержать несколько отличающихся от них сверстников. Для решения этих задач была создана группа инклюзивного воспитания и развития. Проект осуществлялся силами неправительственной организации «Дари Добро» при финансовой поддержке Общественного фонда «БОТА» в г. Темиртау в период 2012-2014 гг.
Цель проекта:
Для детей с особыми потребностями:
- обучение навыкам коммуникации у детей с нарушениями в развитии;
- расширение объема доступных способов взаимодействия со сверстниками.
Для детей с сохранным развитием:
- развитие толерантного отношения к детям с особыми потребностями.
Практическая значимость:
1. На основе «Основной образовательной программы дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией док. псих. наук Н.Е. Веракса создана программа включения детей с нарушениями в развитии в занятия совместно со здоровыми сверстниками.
2. Разработаны календарные планы мини-центра «Сенсорики» по следующим областям развития: познание мира, развитие речи, чтение художественной литературы, развитие художественных навыков, музыкальное развитие, социально-бытовые навыки, игровая деятельность, занятия с психологом, развитие навыков общения. Занятия адаптированы для групповой работы с учетом задач инклюзии.
3. Разработана программа для детей с особыми потребностями, направленная на развитие навыков общения и взаимодействия в группе детей и со взрослыми. Для детей, имеющих выраженные нарушения речи, подобраны альтернативные варианты реализации полученных знаний, что позволяет таким ребятам активно участвовать в общих занятиях и выражать обратную связь по мере получения нового опыта.
4. Разработаны методы включения детей с особыми потребностями в совместные досуговые и развлекательные мероприятия.
5. Проанализированы результаты развивающей работы.
6. Проанализированы результаты мониторинга, особенности динамики и характер трудностей в двух группах детей в условиях инклюзивного развития и воспитания.
7. Разработана программа развития толерантного отношения к детям с особыми потребностями у дошкольников и их родителей.
8. В период реализации проекта проведена работа с общественностью и СМИ посредством тесного сотрудничества с журналистами, проведения круглых столов среди представителей НПО.
9. Проведено анкетирование родителей детей с нарушением в развитии с целью изучения качества получаемой помощи.
Аудитория, на которую рассчитан проект: дошкольники с сохранным развитием 3-6 лет, дети 3-9 лет с диагнозами: ДЦП, болезнь Дауна, аутизм, различные степени нарушений интеллектуального развития.
Основное содержание работы (её этапы): Работа проводилась в течение двух лет (2012-2014) при поддержке Общественного Фонда «БОТА» силами Общественного объединения «Дари добро».
1 этап – подготовительный (2012-2013гг.). Проведение анкетирования семей, в которых воспитываются дети с особыми потребностями с целью изучения их нужд. Проведение программы, направленной на развитие навыков общения посредством доступных видов творчества, с детьми, имеющими выраженные нарушения речи.
Задачи программы «Я - Творец»:
- Развитие навыков работы с изобразительным материалом, обучение доступным способам творческого выражения;
- Повышение уровня познавательной мотивации и интереса к общению посредством совместного выполнения творческих работ;
- Обучение навыкам реализации полученных знаний через выполнение художественного творчества;
- Развитие навыков театрального мастерства, доступных танцевальных навыков;
- С целью введения в общение смысловых фраз использована адаптированная методика «Глобальное чтение» Глена Домана. Для формирования элементарных математических представлений была выбрана методика «Нумикон»;
- Создание детских групп общения через творческие мероприятия;
- Проведение трех тренингов, направленных на повышение родительской компетенции в вопросах обучения, развития и воспитания детей с особыми потребностями;
- Проведение творческих вечеров, праздников и развлечений, актерами и участниками которых являлись сами ребята;
- Привлечение журналистов, представителей СМИ к проблемам семей, в которых воспитываются дети с особыми потребностями: конференции, тематические круглые столы;
- Проведение праздничных концертных мероприятий с целью демонстрации возможностей ребят, их творческого потенциала и реализации полученных навыков.
2 этап – основной (2013-2014 гг.). Организация группы совместного пребывания детей с сохранным развитием и детей с особыми потребностями. Были проведены занятия согласно программе дошкольного воспитания и развития. Были созданы возрастные подгруппы, в которые были включены дети с нарушениями в развитии. Навыки, полученные в течение первого года проекта, позволили усвоить и реализовать более глубокие знания. В силу чего, ребята с особыми потребностями смогли принимать участие в общих занятиях по программе дошкольного образования. Кроме того, были организованы совместные праздники и тематические развлечения. В течение данного времени были проведены три диагностических среза. Мониторинг осуществлялся с помощью разработанных бланков возрастных показателей. По данным мониторинга можно было отследить рост или спад динамики.
Результаты:
В заключение следует выделить следующие особенности развития детей в условиях инклюзивного подхода.
Для детей с особыми потребностями:
- На протяжении всего проекта развитие происходила избирательно.
- В первую очередь произошло развитие функций, необходимых для познания нового и для продуктивного общения.
- Произошло развитие областей именно прикладного значения, позволяющих детям выражать себя в общении с окружающими.
- Нахождение в группе здоровых детей дало толчок для подражания.
- Во время взаимодействия со здоровыми детьми у ребят с ОП стали формироваться навыки самообслуживания, как следствие подражания.
- Ребята научились активно использовать в общении жесты, мимику и выражать желания звуками (для детей с выраженными нарушениями речи).
- Развитие речи также происходило по типу подражания, дети научились рассказывать стихи и отвечать на вопросы (для детей с умеренными нарушениями речи).
- Развилась наблюдательность и интерес к окружающим, желание помочь товарищам по игре.
Для детей с сохранным развитием:
- Развитие началось также избирательно, как и в предыдущей группе.
- Одними из первых развивались области, имеющие прикладное значение: общение, эмоциональная и мотивационная сферы
- К концу проекта те области, которые отставали в развитии, интенсивно выросли до возрастного уровня.
- К концу проекта развитие у детей с сохранным интеллектом характеризуется равномерностью.
- У детей белее развиты такие стороны, как умение сопереживать, толерантность, терпимость к особым проявлениям детей с нарушениями в развитии.
- У детей проявляется внимание к окружающим, желание помочь при затруднениях, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Развитие детей с сохранным развитием превышает развитие ребят с особыми потребностями в два с половиной раза, что соответствует нормативному возрастному развитию.
- Дети стали более активны при решении социальных задач.
Социальная значимость:
За время деятельности проекта также проводилась работа, направленная на последующую организованность детей.
- 4 детей с сохранным развитием были адаптированы к условиям детской группы и перешли в государственные образовательные учреждения (массовый детский сад);
- 4 детей были переведены в коррекционный детский сад, в группу детей с задержкой психоречевого развития (ранее эти ребята достаточно болезненно переживали разделение с мамой);
- 3 детей с ДЦП получили направление на домашнее обучение (в связи с выраженными нарушениями двигательной сферы);
- 2 детей с сохранным развитием поступили в первый класс общеобразовательной школы
- 6 детям с нарушениями в развитии выданы сопровождающие документы – характеристики для поступления в специализированные учебные заведения города: ОВШИ, речевая школа. Из них у 3 детей было пересмотрено заключение ПМПК. Ранее ребята имели статус «необучаемых».
- 3 семьям была оказана консультативная помощь по вопросам оформления социального пособия по заболеванию. В настоящее время семьи получают социальные выплаты.
- «Инклюзивное образование: могут ли такие разные дети быть вместе?» Статья в «Психологической газете»