«Сотворчество со студентами и педагогами "Уроки Светописи"» (бразовательная программа; печатное издание)
Актуальность
Освоение культуры и взросление перестали быть единым процессом (Элькони Д.Б., 1992). Наряду с распадом сюжетно-ролевой игры, детского сообщества наблюдается увеличение детского инфантилизма. Современные старшеклассники и студенты в 2007 году – это именно те дети, о которых писал Д.Б.Эльконин.
Создана современная система дополнительного образования для студентов – будущих воспитателей детского сада, учителей начальной школы, социальных педагогов, преподавателей английского языка.
1) современность: а) выявлены актуальные проблемы образования и воспитания в 1988-2007 гг.; б) разработаны экспресс методики;
2) документальность: включены творческие работы всех участников проекта («Уроки Светописи», кн.1 и 2);
3) практическая ориентация: а) разработаны и апробированы диагностические методики; б) программы обращены и к логике, и к чувствам детей и взрослых;
4) конструктивность: разработаны образовательно-воспитательные программы для разных возрастных групп подрастающего поколения;
5) научность: а) выборка – более 2000 человек (дети и взрослые); б) основные методы: включенное наблюдение, анализ ситуаций, опрос, тестирование, формирующий эксперимент и др.; в) выявлены условия эффективности 15 программ;
6) системность: программы представляют единство, объединяющим центром всех программ являются «возрастание в любви» и творчество;
7) технологичность: материалы и программы опубликованы в ряде книг и статей.
1) Создать систему современного дополнительного образования, необходимой для психологического взросления (по Д.Б.Эльконину): а) идеальную форму, т.е. образец взрослости; б) событие взросления – форму явления взрослости через отнесение к не-взрослости (незрелости);
2) представить образ современной молодежи, ее творческий потенциал в решении проблем;
3) реализовать проект.
Студенты, преподаватели, классные руководители, родители, будущие родители, психологи, ученые, специалисты, граждане, заинтересованные в улучшении образовательно-воспитательной системы.
1 этап. Диагностика проблем и разработка развивающе-коррекционных программ (1988-2005 гг.) в ОУ (детский дом, детские сады, школы, молодежные консультации, ППМС-центры, ВУЗы).
2 этап. Выявление возможности реализации системы занятий для студентов - будущих педагогов в ПК № 2 в 2005-2006 гг. (проблемы, опыт введения инноваций, открытость коллектива к сотрудничеству с психологом, заинтересованность в проекте администрации).
3 этап. Создание системы дополнительного образования:
1) разработка, апробация системы занятий по программе «Психологическая зрелость»;
2) ориентация на сотрудничество. Психологическая адаптация студентов нового набора (тренинг, консультирование студентов и педагогов, проведение классных часов, диагностика групп);
3) сотрудничество и ориентация на сотворчество: проведение занятий по программе; консультирование; участие в творческих проектах (День Толерантности, День Родного Языка);
4) подготовка и издание книги 1-ой «Уроки Светописи», 2006. Презентация книги с участием студентов и педагогов.
4 этап. Ориентация на сотворчество: создание индивидуальных проектов:
1) создание и реализация мини-проектов с учетом склонностей, потенциала каждого участника: «Милосердие»; «Сойка i…»;
2) участие студентов и педагогов в проекте «Уроки Светописи-2» в том числе на этапе редактировании книги;
3) включение программы «Психологическая зрелость» в учебный процесс (на уроках информатики и др.);
4) студенты выступают инициаторами создания проектов в ПК № 2 по острым проблемам образования и воспитания.
5 этап. Рефлексия: опрос студентов и педагогов об эффективности проекта «Уроки Светописи» и подведение итогов.
1) Осуществлена комплексная диагностика студентов и педагогов: выявлена группа риска и экстра риска студентов; творческий потенциал студентов и педагогов (личностно центрированная диагностика и поддержка);
2) Оказана психологическая помощь и поддержка студентам и педагогам (по оценке 95 % опрошенных педагогов);
3) Представлен позитивный образ современной молодежи: а) «поколение best» (С.Ачильдиев); б) «книги – документ о внутреннем мире современных студентов, их проблемах, надеждах, поисках» (80 % ответов педагогов); в) ключевые «золотые слова»: милосердие, единство, семья любви, пробуждение, золото слова; слова: тени и света, силы и слабости, долга, дружбы, мужества, любви и др.;
4) Создана и апробирована система дополнительного образования: а) материалы книг нужны для классных руководителей (70% ответов), б) 30 % педагогов используют материалы книги в учебном процессе; в) создан современный учебник, в котором есть ответы на большинство вопросов студентов; г) материал книг дает возможность лучше понимать друг друга администрации, педагогам, студентам;
5) Позитивная динамика коллектива: а) переход от «ориентации на сотрудничество» к «сотрудничеству и сотворчеству»; б) решены некоторые проблемы межличностного общения; в) расширена деятельность ПК № 2: коллектив - участник Всероссийского конкурса «Больше изданий хороших и разных»;
6) Сотворчество - событие взросления личностного и профессионального: «авторы получили позитивный опыт» (95% ответов), в книгах представлены образцы решения современных проблем;
7) Разработаны и апробированы экспресс-методики, новые формы работы, программы, полезные в практической деятельности;
8) Создана Единая Динамическая Диагностическая и Самодиагностическая Процедура для педагогов, психологов, студентов, родителей (методики и программы с обозначенными в них критериями представлены в книгах);
9) Проект «Уроки Светописи» - этап рефлексии современных проблем образования и воспитания, начатого в 1988 году.