«Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России» (учебное пособие)
Учебное пособие «Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России». М., РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2004-236с. (рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области социальной работы для студентов и преподавателей факультетов социальной работы и психологических факультетов).
Автор. Беличева Светлана Афанасьевна, доктор психологических наук, профессор, президент Консорциума «Социальное здоровье России», профессор (по совместительству) факультета педагогики и психологии Московского педагогического госуниверситета.
Актуальность. Рост социальной напряженности и негативных явлений, которым характеризуется кризисный переходный период, переживаемый российским обществом, поставил отечественную психологическую науку и практику перед необходимостью активно заниматься проблемами детей и семей группы риска, а также проблемами других категорий населения, находящихся в кризисном состоянии.
В связи с этим в России создана в последнее десятилетие новая социальная инфраструктура – сеть учреждений социально-психологической и психолого-медико-педагогической помощи, которая насчитывает более 5 000 различных государственных учреждений и не меньшее число негосударственных. В образовательной и социальной сфере работают боле 100 000 психологов и столько же социальных работников. Проблемой подготовки этих специалистов занимается 130 факультетов социальной работы, которые начали создаваться с 1991-1992гг, 80 факультетов социальной педагогики и 400 психологических факультетов.
Социальная, научная и практическая значимость. Социальная и практическая значимость пособия заключается в том, что в настоящее время в России наметился переход к охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, заключающейся в мерах социальной, психолого-медико-педагогической помощи семье и детям группы риска. При общей достаточно неблагоприятной картине, начиная с середины 90-х годов, наметилась тенденция снижения детской преступности на 3-4% в год. Повышение эффективности охранно-защитных мер прежде всего зависит от уровня профессионализма специалистов, работающих в системе превенции. Данное учебное пособие позволит повысить уровень психологической компетентности социальных работников и практических психологов и повысит их роль в деле снижения детской преступности, социальной напряженности, а также в гуманизации российского общества. Научная и научно-методическая значимость пособия заключается в том, что в нем изложено содержание новых отраслей психологического знания, обеспечивающей социальную работу и превентивную практику, введено, в частности, понятие психосоциальной работы, дано ее разграничение с социальной работой, психологией социальной работы, социальной психологией и психотерапией
Значение для развития психологии. В настоящее время одной из основных проблем отечественной психологии является наметившийся разрыв между психологической наукой и практикой. Представленная на конкурс работа посвящена решению именно проблеме психологического обеспечения превентивной практики и научно-методического обеспечения психологического образования специалистов, занимающихся проблемами превенции как в системе образовательных, так и социальных учреждений. Данная работа – это значительный шаг в преодолении разрыва между психологической наукой, психологической практикой и образованием, что является одной из самых актуальных задач на современном этапе развития отечественной психологии.
Цели. Целью пособия является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, готовящихся для социальной практики и прежде всего повышению психологической компетентности по проблемам превенции преступности несовершеннолетних, диагностики и коррекции детско-подростковой дезадаптации, социально-психологической помощи и поддержки детей и семей группы риска. Целью работы также является дать полное представление о существующей в настоящее время в России разветвленной системе разноведомственных социальных и образовательных учреждений, осуществляющих превентивные функции и показать условия их взаимодействия в работе с разными категориями детей и семей группы риска.
Аудитория, на которую рассчитан проект: преподаватели и студенты факультетов социальной работы и социальной педагогики; преподаватели и студенты психологических факультетов; практические психологи социальных служб и образования.
Содержание пособия. В пособии представлена современная межведомственная социальная инфраструктура, создаваемая в России в последние десятилетие, которая выполняет функции охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Охарактеризованы семьи и дети группы риска, дана их современная типология, позволяющая осуществлять взаимодействие, координацию и дифференциацию как на межведомственном уровне, так и в работе отдельных специалистов. Раскрыто содержание психосоциальной помощи, коррекции и реабилитации дезадаптированных детей и подростков, осуществляемых как в процессе школьного обучения, так и в специализированных социальных и образовательных учреждениях. А также изложено, в чем должна заключаться подготовка специалистов для работы с детьми и семьями группы риска, включая практических психологов, социальных работников, разделены сферы их компетентности.
Результаты, выводы. В настоящее время более 600 вузов России готовят социальных работников, социальных педагогов, практических психологов для превентивной практики. Учитывая, что эта подготовка началась всего 10 лет назад, существует весьма ощутимый пробел в научно-методическом обеспечении психологического образования в этой сфере. Предложенное пособие восполняет этот пробел, что, безусловно, будет способствовать более качественной профессиональной подготовке специалистов и в свою очередь в более эффективной деятельности социальных и образовательных учреждений, выполняющих превентивные функции по предупреждению детско-подростковых девиаций и социальному оздоровлению общества в целом.