«Психология состояний» (учебно-методический комплекс)
Учебно-методический комплекс «Психология состояний», включающий в себя:
- «Психология состояний. Хрестоматия» – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004 – 608с (Гриф Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию);
- «Практикум по психологии состояний»: Учебное пособие - СПб.: Речь, 2004 – 480с (Гриф Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию);
- «Методики диагностики и измерения психических состояний личности». - М.: ПЕР СЭ; 2004. – 176с
Авторы. Прохоров Александр Октябринович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Казанского государственного университета; Габдреева Гюзель Шаукатовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Казанского государственного университета; Васильева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Набережно-Челнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)
Актуальность проекта. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в программу дисциплины «Общая психология» закономерно включен раздел «Психические состояния». Глубокому изучению этой общепсихологической категории должно содействовать знакомство с первоисточниками информации, а также методами диагностики и измерения психических состояний. Существующий дефицит учебно-методической литературы по проблеме психических состояний побудил авторов проекта компенсировать этот пробел, создать учебно-методический комплекс, включающий Хрестоматию, Практикум и Диагностическое пособие.
Социальная, научная и практическая значимость. Хрестоматия «Психология состояний» как учебное пособие дает возможность освоить наиболее значимые и часто малодоступные первоисточники. Фрагменты приводимых текстов и структура подачи соответствуют целостному представлению о психическом состоянии, отражая историю и современное положение теоретического и прикладного направлений исследования этой категории. «Практикум по психологии состояний» объединяет методы диагностики и измерения психических состояний и их регуляции с подробным изложением применения методов в психологической практике. В отдельное пособие включены «Методики диагностики и измерения психических состояний личности» – необходимый практический инструментарий психолога.
Книги, объединенные в учебно-методический комплекс, необходимы для глубокой и фундаментальной подготовки специалистов-психологов. Комплекс расширяет возможности в преподавании основных психологических дисциплин, вводя психическое состояние как общепсихологическую категорию в область систематического и регулярного изучения.
Значение для развития психологии. Главная особенность проекта состоит в том, что впервые Хрестоматия и Учебные пособия объединены в комплекс на основе современных взглядов на феноменологию, структуру, функции и механизмы психических состояний. Мозаичная картина разнообразных подходов, положений и фактов, полученных в рамках отдельных отраслей психологии, научные знания и практический инструментарий обобщены в виде целостного представления о психическом состоянии как базовой категории психических явлений.
Цели. 1. Повышение качества подготовки психологов в системе вузовского образования. 2. Удовлетворение потребности психологического сообщества в издании учебных пособий нового поколения, отражающих историю и современное состояние основных направлений психологической науки. 3. Систематизация накопленного в области психологии состояний теоретического, практического и методического материала.
Аудитория, на которую рассчитан проект. Студенты, аспиранты, преподаватели, а также профессионалы – психологи.
Основное содержание работы. Первый раздел Хрестоматии посвящен теоретическим и методологическим аспектам проблемы психических состояний, он содержит выдержки из работ, в которых описывается история развития учений о психических состояниях, даются классификации и предлагаются методы их изучения. Взгляд на психическое состояние как категорию психических явлений представлен во втором разделе. Отдельные категории психических состояний, такие как «функциональные», «неравновесные», «измененные» и др., объединены в третьем разделе Хрестоматии. Четвертый раздел посвящен социально-психологическим особенностям психических состояний. В пятом разделе пособия приводятся тексты, в которых раскрываются концепции регуляции психических состояний и предлагаются методы их оптимизации. Практикум содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающей как в осознаваемых, так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Методы сгруппированы, представлены их описания, показаны возможности применения. Занятия пятого раздела представляют интерес для изучения вопросов как в общей, так прикладной и практической психологии, поскольку знакомят с диагностикой, измерением и моделированием состояний, проявляющихся в разных видах деятельности. Регуляции психических состояний посвящена шестая тема Практикума. Пособие снабжено глоссарием психических состояний.
В Пособии, представляющем методики диагностики и измерения психических состояний, последние объединены в три группы: методики диагностики и измерения психических состояний в учебном процессе, методики измерения состояний нервно - психического напряжения, а также методики диагностики состояний в различных сферах жизнедеятельности.
Результаты, выводы. Учебный комплекс, представленный Хрестоматией, Практикумом и Пособием, включающий учебный, методический и диагностический материал, является оригинальным учебно-методическим трудом, обеспечивающим процесс приобретения знаний и умений в области психологии состояний. Содержание Учебного комплекса позволяет устранить пробел в системе подготовки психологов, заполняя «разрыв» между психическими процессами и свойствами в системе психических явлений.