«Практическая психология для подростков» (серия печатных изданий)
- Грецов А.Г. Практическая психология для девочек. – СПб., Питер, 2005. – 224 с.
- Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков. – СПб., Питер, 2005. – 208 с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., Питер, 2005. – 160 с.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб., Питер, 2005. – 217 с.
- Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб., Питер, 2006. – 214 с.
Актуальность. Актуальность проекта связана с возможностью и необходимостью представить результаты научных исследований психологии подросткового и юношеского возраста в такой форме, которая сделает их доступными для восприятия самими подростками, родителями и работающими с молодежью специалистами, не имеющими углубленной психологической подготовки, а также придаст этим знаниям практическую направленность. Это позволяет активно использовать их в решении самого широкого круга психологических и социальных проблем, которыми сопровождается взросление.
Социальная значимость проекта связана с направленностью изданий на оказание психологической помощи молодежи при решении наиболее актуальных социальных и психологических проблем (в частности, на преодоление затруднений в сферах межличностных отношений и профессионального самоопределения), профилактику отклоняющегося поведения (в частности, злоупотребления психоактивными веществами) как неконструктивного способа решения таких проблем. Научная значимость проекта видится в частичном преодолении разрыва между психологией как областью научного знания и психологической практикой. Практическая значимость обусловлена возможностью использовать результаты проекта в различных аспектах. Молодыми людьми, заинтересованными в личностном росте и решении собственных психологических проблем, а также родителями: для самостоятельного получения практико-ориентированной психологической информации. Учителями: для получения информации о психологических особенностях и проблемах подросткового и юношеского возраста, проблемах профессионального самоопределения молодежи. Психологами-практиками: в качестве методической литературы по социально-психологическому тренингу, а также источника информации для консультативной работы с молодежью. Преподавателями психологии: в качестве учебных пособий для школьников и студентов младших курсов.
Значение для развития психологии. Формирования у аудитории неспециалистов (подростков, старшеклассников, родителей) представления о психологии как сфере научных знаний и области практической деятельности, которая основана на достоверных фактах и закономерностях и может действенно помочь при решении реальных жизненных проблем. Создание здоровой конкуренции огромному количеству псевдопсихологической беллетристики, заполнившей полки книжных магазинов, создающей у читателей неадекватные и искаженные представления о современной психологии и формирующей негативные стереотипы в отношении ее представителей. Проект увеличивает востребованность психологических знаний, формирует социальный заказ на результаты психологических исследований, способствует привлечению в психологию способной молодежи.
Цели. Осуществляемое в научно-популярной форме ознакомление читателей с достижениями психологической науки и практики, повышение эффективности психологического сопровождения подростков и старшеклассников, формирование интереса молодежи к данной области знания, выработка критического отношения к псевдонаучным «психологическим» источникам информации.
Аудитория, на которую рассчитан проект. Подростки и старшеклассники, родители, студенты психолого-педагогических специальностей, работающие с молодежью специалисты.
Основное содержание работы (или ее этапы). Проект включает 5 книг: «Практическая психология для девочек» (224 с), «Практическая психология для мальчиков» (208 с), «Практическая психология для подростков и родителей» (214 с), «Выбираем профессию. Советы практического психолога» (217 с), «Тренинг общения для подростков» (160 с). Первые четыре издания имеют научно-популярный характер, пятое – учебно-методический (описание принципов конструирования и проведения психологических тренингов для подростков, программа тренинга общения). Получить подробную информацию о книгах и ознакомиться с отзывами читателей можно на сайте Издательского дома «Питер» www.piter.com
Результаты, выводы. Суммарный тираж изданной и распространенной в общероссийском масштабе литературы на момент заполнения заявки составил 35000 экземпляров; планируются дальнейшие допечатки тиражей. Помимо открытых продаж, были осуществлены две бесплатные (за счет средств грантов) рассылки по психологическим центрам Москвы и Санкт-Петербурга. Издания нашли применение в практике психологического сопровождения школьников, в системе предпрофильной подготовки, в преподавании психологии студентам психолого-педагогических специальностей.
ГРЕЦОВ АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.