«Математика для психологов» (учебное пособие)
Учебное пособие «Математика для психологов». Ганичева А.В., Козлов В.П. Издательство «Аспект-Пресс», 2005 г., тираж: 4000 экз. Допущено Советом по психологии УМО по классическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.
Актуальность. В настоящее время математика используется в психологии для статистической обработки результатов, для планирования эксперимента и прогнозирования ожидаемых результатов, для разработки и построения математических моделей различных психологических явлений, процессов, ситуаций. В предлагаемом учебнике в доступной и увлекательной форме изложен базовый курс математики для студентов-психологов, являющийся основой для последующих математических дисциплин: «Математические методы в психологии» и «Математические методы исследования социальных систем».
Социальная, научная и практическая значимость. Широкое внедрение в социальную сферу информационных технологий привело к задаче математизации многих гуманитарных дисциплин: психологии, юриспруденции, лингвистики, социологии, политологии, культурологии. Появились некоторые пробные соответствующие курсы, отличительной особенностью которых является в основном стандартное, без учета профиля образования, изложение основ высшей математики почти в том же плане, как и для инженерных и экономических специальностей. Такой подход наносит вред передовой и актуальной идее создания специализированной математической базы для гуманитарных дисциплин. Предлагаемое учебное пособие отличается проблемной ориентированностью, написано для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии, а также может быть полезно аспирантам, научным работникам и всем желающим познакомиться с математической базой психологии. Все теоретические положения и практические рекомендации проиллюстрированы соответствующими примерами, в том числе прикладного психологического характера. Это дает возможность обучаемым (читателям) в процессе изучения курса приобщиться к математическому моделированию различных прикладных задач, ситуаций, процессов.
Значение для развития психологии. В статье В.В. Козлова «Интегративная парадигма психологии (Психологическая газета, №10, 2005) указывается, что все 5 основных направлений в психологии (физиологическая, социально-гуманистическая, трансперсональная психология, психоанализ и бихевиоризм) должны войти составными частями в интегративную психологию, являющуюся по сущности метасистемой. А любая метасистема изоморфно (или, по крайней мере, гомоморфно) вкладывается в математическую систему описания окружающей действительности. Как утверждал известный философ Иммануил Кант, в любой теории столько науки, сколько в ней математики. Предлагаемый учебник дает возможность всем желающим (владеющим школьным курсом математики) изучить основные понятия математики, которые успешно могут использоваться при построении и исследовании психологических понятий, процессов, моделей.
Цели. 1. Познакомить обучаемых с основными понятиями и положениями теории множеств и отношений, графов, линейной алгебры, математической логики, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики. 2. Развитие логического мышления и пространственного воображения. 3. Формирование навыков математического моделирования психологических понятий, процессов и т.п. 4. Развитие фантазии, творческой инициативы и способности к творческому поиску. 5. Развитие навыков алгоритмического подхода в решении задач из области массовых явлений. 6. Развитие умения анализировать различные ситуации и находить оптимальные (или компромиссные) решения, в том числе в условиях риска и неопределенности. Отсюда – умение отстаивать свои взгляды и убеждения, а также прислушиваться к мнению других. 7. Воспитание математической культуры: умение четко, кратко, последовательно и аргументировано излагать мысли, обосновывать полученные результаты. 8. Помочь обучаемым не бояться трудностей и воспитывать борцовский характер. 9. Способствовать развитию у обучаемых (читателей) желания внести свой вклад в развитие психологии и ее математического моделирования. 10. Воспитание патриотизма – желания обогатить отечественную науку новыми знаниями в области психологии и математической психологии.
Аудитория, на которую рассчитан проект. Предназначено, прежде всего для студентов-психологов 1, 2-го курса, также может использоваться студентами старших курсов, магистрами, аспирантами, научными сотрудниками, занимающимися психологическими исследованиями, а также всеми желающими повысить уровень своего образования и интеллекта.
Основное содержание работы (или ее этапы). Учебное пособие состоит из предисловия, семи глав, приложения и списка библиографии. Глава 1. Множества и отношения. Глава 2. Основы математической логики. Глава 3. Линейная алгебра. Глава 4. Элементы теории графов. Глава 5. Элементы математического анализа. Глава 6. Теория вероятностей. Глава 7. Введение в математическую статистику.
Результаты, выводы. Данному учебнику принадлежит пальма первенства по систематизированному и специализированному изложению базового курса высшей математики для психологов. Он издан в издательстве «Аспект-Пресс» массовым тиражом, имеет гриф УМО по классическому университетскому образованию, положительные отзывы ведущих специалистов страны. Прошел успешную апробацию в ведущих вузах страны.
ГАНИЧЕВА АНТОНИНА ВАЛЕРИАНОВНА - кандидат ф.-м.н., зав. кафедрой высшей математики и статистики Тверского филиала Московского университета экономики, статистики и информатики.
КОЗЛОВ ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ - кандидат технических наук, профессор Московского гуманитарно-экономического института.