- Шикун Алексей Федорович
кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, Тверской государственный университет, (Тверь)
Доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры психологии труда Тверского государственного университета, академик: Международной академии психологических наук, Академии педагогических и социальных наук, Международной педагогической академии, Петровской академии науки и искусств, Российской академии естественных наук; почетный профессор Военной командной академии ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Тверского государственного университета, Биографического института США; председатель Тверского областного общества психологов; научный руководитель межвузовской НИЛ по социологическим и социально-психологическим проблемам; председатель Тверского отделения Международной академии психологических наук. Работы по теории и практике психологической науки и ее роли в развитии НТП, психологическим аспектам совершенствования системы образования; всего публикаций – 388, из них: 1 учебник, 16 учебных пособий. 32 монографии; подготовил, и под его руководством успешно защитились 75 аспирантов и соискателей, из них – 6 докторов наук.
Демографические преобразования в стране осуществляются в сложной, противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической и религиозной обстановке. Исследования в социально-психологических и психолого-педагогических сферах обнаружили острые проблемы: в последние десять лет существенно изменились социальные приоритеты среди молодежи, значительно снизился их образовательный уровень, все большее значение приобретают религиозные и национальные факторы, оказывающие негативное влияние на общественное сознание, то есть образовался вакуум, который пытаются заполнять своим влиянием организации экстремистского и даже фашистского толка с жестокой системой управления; произошли переориентация моральных устоев, размывание патриотических чувств.
Решение фундаментальных проблем образования, разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационной системы воспитания студентов вузов и слушателей военно-учебных заведений станет краеугольным камнем в реализации требований Президента России В.В. Путина по существенному повышению на всех уровнях системы образования в стране.
Теоретико-методологическое положение (о создании условий для самореализации и развития личности, эффективной организации предметной совместной деятельности и эмоционально-значимых отношений ответственной взаимозависимости) имеет важнейшее значение для развития психологической науки в России.
Образованные А.Ф. Шикуном временные научные коллективы кафедр психологии активно и плодотворно участвовали в исследованиях по федеральным программам «Народы России», «Университеты России», «Развитие», посвященной развитию образования в Северо-Западном регионе России.
При исследовании психологических аспектов этих научных программ и других НИР достигнуты существенные результаты, к которым можно отнести, как новации: разработку и апробацию инновационных систем дифференциальной профориентации городской и сельской молодежи и профессионального психологического отбора абитуриентов как основного принципа кадровой работы; обоснование способов снижения оттока молодежи из села и ряда психологических аспектов демографической политики России; разработку инновационных психолого-педагогических технологий деятельности профессорско-преподавательского состава и соответствующих им психолого-познавательных технологий учебной работы студентов, учитывающих последние достижения психологии, педагогики высшей школы и валеологии; психологических аспектов государственного управления и проблем патриотического и информационного развития сознания; комплексный профессиональный отбор; теоретические положения психологической подготовки; гностические основы НОУТ; стационарно-дистантно-вахтовый метод переподготовки кадров.
Основные результаты научной деятельности публиковались в соответствующих отчетах, а также в многочисленных докладах и статьях, и в систематически издаваемых совместно с факультетами психологии СПГУ, МГПУ, и Московского Социального Университета межвузовских научных сборниках «Психолого-педагогические аспекты многоуровневого высшего образования».
В переподготовке кадров разработан и эффективно используется стационарно-дистантно-вахтовый метод обучения. «Обратная связь» с выпускниками поддерживается проведением «круглых столов», выступлением в печати, по радио и телевидению, а также активным участием их в выпуске сборников «Научные записки учителей-психологов г. Твери и области».
Для подготовки медицинских психологов впервые в России в Тверском государственном университете А.Ф. Шикуном открыта кафедра медицинской психологии. С 1992 года готовятся школьные психологи на ЦИПСе. Это двухгодичная вечерняя целевая интенсивная подготовка специалистов, где обучаются второй профессии (школьного психолога) студенты различных факультетов ТвГУ.
Ежегодно проводятся конференции на международном и республиканском уровнях (в этом году проведено три конференции).
Шикун А.Ф. - основатель и руководитель научно-педагогической школы в области научно-педагогических и психологических основ непрерывного многоуровнвевого образования (г.Тверь, ТвГУ); основатель и первый заведующий кафедрой психологии ТвГУ, декан отделения, перешедшего в факультет психологии и социальной работы, спецфакультета, председателя диссертационного совета по специальности 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика по психологическим анукам, ЦИПСа, член двух диссертационных советов (по биологии и философии), член Тверского областного общества «Знание» с 1959 г. Полковник медицинской службы в отставке.
Награжден дипломом общества Международной ассоциации при ООН и ЮНЕСКО «Преподаватели за мир», Биографическим институтом США объявлен Человеком года (1997 г.), награжден рядом нагрудных знаков, в том числе «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «За мужество и любовь к Отечеству», «Лучший социальный психолог России» (2002 г.) и др. Награжден 2 орденами и 11 медалями.
Рекомендован Жалагиной Т.А., доктором психологических наук, профессором, деканом факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета, заведующей кафедрой психологии труда.