«Дистанционная программа консультативно-дидактической психотерапии "Мастер-класс доктора Нарицына"» (образовательная групповая программа с элементами психологической и психотерапевтической коррекции)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Данный проект создан с учетом проблем большого числа людей, которые: 1. в силу тех или иных личностных особенностей испытывают сложности при участии в очной психотерапевтической группе (однако помимо индивидуальных консультаций нуждаются и в периодической "групповой" психотерапевтической поддержке); 2. испытывают дефицит времени, чтобы ездить на очные занятия группы; 3. опасаются неполной конфиденциальности при очной групповой работе; 4. физически не могут в силу удаленности проживания попасть в группу конкретного специалиста. Проект представляет собой дистантную (посредством сети Интернет) форму консультативной "психотерапии через обучение" в закрытой группе. Работа в МК проводится в режиме форума, доступного только для зарегистрированных в нем лиц; с помощью современных интернет-технологий соблюдаются все требования конфиденциальности. Данная структура с одной стороны предлагает групповую работу, где участники являются друг для друга своего рода "котерапевтами", но в то же время каждый работает по личному графику и во время работы пребывает "наедине с самим собой".
СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Проект позволяет сделать более доступной психотерапевтическую помощь для лиц, перечисленных в п.1. И в первую очередь - это повышение общеобразовательного и "культурно-пользовательского" уровня в области психологии. А также стимулирование ментально-мнестической активности; и в частности - обучение использовать имеющиеся личностные особенности в положительном направлении и не конфликтуя с социумом. Терапия через обучение достаточно эффективна еще и потому, что обучает не только решать имеющиеся проблемы, но еще и прогнозировать возникновение их в будущем (развитие прожективного мышления в области психологии общения).
Методическое преимущество интернет-группы дидактической психотерапии в том, что: все прежние наработки, дискуссии, ответы на вопросы и теоретические сведения и рассуждения, изложенные в письменном виде, остаются доступными для изучения и дополнительных вопросов; письменная форма изложения побуждает использовать больше вербально-логическую информацию, а не эмоциональную – учитывая то, что при анализе многих личных проблем возникают сложности с использованием именно логики; в то же время наличие разноплановых и неоднозначных взглядов со стороны других участников позволяет анализировать проблемы более детально и объективно, нежели в "психотерапии по переписке"; такая форма работы дает участникам возможность получать информационную поддержку не только во время встреч, а в любое время, пока у них имеется доступ к данному форуму.
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Данная форма работы – достаточно новая в современной психологии, однако не уникальна: любой практикующий специалист при некоторых начальных трудозатратах может организовать нечто подобное в условиях сети Интернет (каждый для своей аудитории). Со своей стороны готов поделиться с интересующимися коллегами опытом создания подобной структуры, подробнее познакомить с пройденным материалом и с системой функционирования группы.
ЦЕЛИ. Создание определенного синтеза "групповой и индивидуальной работы", дидактической группы, практикующей "психотерапию через обучение". Но не просто предоставление некоей теоретической или практической информации, а именно содействие в ее освоении, логической обработке, систематизации.
АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Люди обоих полов с определенными личностными особенностями, нуждающиеся: в информации по психологии и психотерапии (в частности, по структуре общения); в помощи по переведению этой информации в знания; в умениях делать обоснованные прогнозы, понять окружающий социум, эффективно решать те или иные постоянно возникающие жизненные задачи. Наиболее частые личностные акцентуации (выраженные подчас до уровня пограничных состояний) – психастения; шизоидность; дезадаптированная истероидность; интроверсия. Но как показывает практика (и в частности периодическое тестирование) – при участии в МК гипертрофированные акцентуации постепенно опускаются до адаптивных значений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. Мастер-класс состоит из девяти тематических разделов: 1.Теоретические Беседы (вопросы теории психологии и психотерапии)2.Практикум (анализ конкретных проблем и ситуаций) 3.Виртуальный Кабинет (работа с реальными вопросами посетителей сайта) 3."Клинический Разбор" (интерпретации личностных профилей участников )4.Кают-компания (обсуждение других актуальных тем) 5.Добро Пожаловать (раздел для новичков) 6."Оргвопросы" 7.Доска объявлений 8.Наши поздравления. Кроме того, есть Библиотека (постоянно расширяемый список литературы), рецензии участников на книги (фильмы) и рассказы о прохождении каких-либо тренингов, специальных занятий и т.п.). Занятия не предполагают момента "начала и окончания": присоединиться можно в любой момент. Также в любой момент участник вправе покинуть МК. А список уже изученных и изучаемых нами тем по разделам можно посмотреть в приложениях: http://www.naritsyn.ru/master/themes/teor.htm , http://www.naritsyn.ru/master/themes/prakt.htm , http://www.naritsyn.ru/master/themes/komp.htm .
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Формально проект открыт в 2002 году, но первые существенные результаты были достигнуты только в 2003 – отлажено необходимое программное обеспечение, окончательно разработаны наиболее результативные методики и т.п. То есть МК как полноценная дидактически-коррекционная группа вышел на "устойчивый рабочий режим" с января 2003 по настоящее время. А также в 2003 г. реализована такая обучающая методика, как работа участников МК (в качестве со-консультантов) над вопросами читателей сайта (под контролем ведущего) - http://www.naritsyn.ru/read/all/vkons/index.htm
За 2002-2003 год в работе МК участвовало более 300 человек. Средняя наполняемость группы (на 2003 г.) – 30-35 человек.На сегодняшний день получен устойчивый успешный опыт работы такой группы, система кроме всего прочего вышла на самоокупаемость. Практика показала, что данная форма психотерапии позволяет катамнестически проследить увеличение степени социальной адаптации участников. И главное - участники обучаются в МК существованию в реальном социуме, чтобы уже в нем адекватно компенсироваться и социализироваться.Отзывы участников МК можно посмотреть здесь: http://www.naritsyn.ru/master/org/otz.htm