- Ромек Владимир Георгиевич
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой прикладной психологии, Южно-Российский гуманитарный институт (Ростов-на-Дону)
- Ромек Елена Анатольевна
доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии Института философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Тренинг наслаждения представляет собой новый подход в психотерапии и психологической коррекции, ориентированный на развитие способности получать наслаждение от той жизни, которая есть, изменяя собственные способности концентрироваться на позитивном, и получать наслаждение в любой стране, любой ситуации и от любой жизни. Особенность системы воспитания в современной России заключается в том, что детей и взрослых прекрасно участь страдать, бояться и чувствовать себя виноватыми, но редко обучают умению получать наслаждение от жизни, работы и учебы.Программа тренинга наслаждения призвана компенсировать этот пробел.
СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. С социальной точки зрения тренинг наслаждения направлен на повышение уровня здоровья общества и инициативы в получении удовольствий, основанной на умении создавать и дарить удовольствие другим. Результатом должно стать большее количество веселых и улыбающихся людей в нашей стране. Научное значение заключается в переключении внимания специалистов и практиков от изучения болезненных нарушений и способов достижения богатства, на изучение навыков радости, счастья и удовольствия. С практической точки зрения психологи получили надежный инструмент помощи людям, страдающим от жизни, болезни или нарушенных социальных связей.
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Впервые в отечественной психологии рассматриваются основные моменты эутимной (направленной на обучение наслаждению, а не на редукцию симптомов или устранение причин) психологии и психотерапии. Ставятся новые вопросы о неантагонистичности здоровья и болезни, позитива и негатива, ответа «да» и ответа «нет». Помимо чисто практической значимости это дает повод для размышлений о формулировках вопросов бланковых тестов, диагностических возможностях ресурсного и дефицитарного подхода в терапии и психодиагностике. В работе совмещается глубокий философский анализ проблемы наслаждения и практические приемы замещения болезненных (то есть создающих негативные эмоциональные реакции) когнитивных и поведенческих навыков навыками здоровой (то есть доставляющей удовольствие) жизни. Привлечение внимания психологов-тренеров к богатству мировой философии, получение удовольствия от занятий философией и умение извлекать из философии практический смысл представляется важным вкладом в психологическую практику.
ЦЕЛИ. Разработка надежной и апробированной программы тренинга наслаждения, передача технологии в форме научной публикации. Инициирование дискуссии о прикладном значении философии и новых исследований дефицитарного и ресурсного подхода в психодиагностике и психологической коррекции.
АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ Психологи-практики, психологи-тренеры, философы, студенты, широкие массы населения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. 1.Разработка программы тренинга наслаждения. 2.Апробирование программы на разных группах населения. 3.Публикация программы для широкого использования. Опубликованная книга включает следующие разделы: Немного истории. Асимптоматический подход в психотерапии и тренинг наслаждения. Немного теории Эутимная терапия: античные корни. Апология Эпикура. Психологические функции наслаждения. Наслаждение лечит. Наслаждение защищает от неприятностей. Люди в хорошем настроении большего достигают в жизни. Способность наслаждаться улучшает межличностные отношения. Что мешает наслаждению? Некоторые заблуждения относительно наслаждения. Наслаждение стоит больших денег. Чем больше — тем лучше. Малым не насытишься. Злоупотребление субстанцией. Не всем дано быть счастливыми. Там хорошо, где нас нет. Раньше было лучше. Перфекционизм. Потребительство. Некоторые опасности, связанные с наслаждением Тренинг наслаждения.Принципы поведенческого тренинга наслаждения. Цели и задачи тренинга. Знание и понимание правил наслаждения. Позитивная фокусировка внимания. Умение получать наслаждение от отдельных ощущений. Позитивное отношение к себе и к окружающим. Забота о себе. Тренировка действий, ведущих к наслаждению. Постановка и достижение целей, доставляющих наслаждение. Принятие действий и переживаний, доставляющих наслаждение. Принятие трудностей и аскетизм.Методы тренинга наслаждения. Фокусировка внимания на позитивном. Когнитивное переструктурирование. Моделирование. Сукцессивное формирование навыков наслаждения. Поведенческая тренировка. Бихевиоральная психодрама. Правила наслаждения. Наслаждение требует времени. Наслаждению служит повседневная жизнь. Каждому — своё. Само собой наслаждение не приходит. Позволь себе наслаждаться. Чем меньше, тем больше. Опыт предшествует наслаждению. Наслаждение внутри нас. Разделенное наслаждение — наслаждение вдвойне. Наслаждению нужно учиться
Кирпичики наслаждения: запахи; прикосновения; вкус; зрительные образы; приятные звуки. Ниши наслаждения. Удовольствие в мыслях. Переписанная биография. Оптимизм — приятная штука. Теория оптимизма М. Селигмана. Стресс и неудачи — основа успеха. Позитивная оценка развития. Позитивная реакция на критику. Хорошее в плохом. Поиск наилучшей альтернативы. Принятие похвалы. Самоподкрепление. Наслаждение в действиях. Наслаждение в людях .Умение сказать «ДА». Позитивные планы. Социально-когнитивная теория Джулиана Роттера. Время и межличностное пространство наслаждения. Социальная компетентность наслаждения
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Программа разработана, апробирована и опубликована в виде книги и научных статей.