«Тренинг адаптации для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. За последние 3 года в Санкт-Петербурге резко выросло число выявления ВИЧ-инфекции. На 1 августа 2003 года в Городском центре профилактики и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями состоит 28 500 человек с ВИЧ/СПИДом. Большинство ВИЧ-позитивных относится к возрастной группе 15-30 лет. Для этого возрастного периода характерны самоопределение и максимальная социальная востребованность обществом. Выявление наличия ВИЧ дезадаптирует людей, приводя к потере или деформации всех социальных ролей на достаточно продолжительное время.
СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. На сегодняшний день выявление происходит на начальных стадиях развития ВИЧ-инфекции. В течение трех - пяти лет ситуация изменится. По прогнозам специалистов величина ущерба, который, вероятнее всего, будет нанесен экономике нашей страны, выразится в огромных цифрах. При самом мягком прогнозе эпидемии ВИЧ/СПИДа в России прогнозируемый рост продукции на душу населения в 2002-2005г.г. уменьшится вдвое по сравнению с базовым сценарием нулевой зараженности ВИЧ . В случае менее благополучного прогноза развития эпидемии ВИЧ/СПИД может + по меньшей мере полностью остановить рост российской экономики на предстоящие годы. (Н. Эберстадт Будущее СПИДа , FOREIGN AFFAIRS V.81 6 2002). Инфицированные, состоящие на учете и ощущающие поддержку медперсонала и разделение ответственности за состояние своего здоровья, будут утяжеляться . После прохождения специализированного тренинга адаптации, психологически эти пациенты будут находиться !
на стадии принятия диагноза и готовности к поиску конструктивных решений в различных сферах жизни (трудоустройство с учетом наличия заболевания и его развития; восстановление семейных взаимоотношений с родителями, супругами, партнерами; воплощение жизненных планов обучение, увлечения и пр.). Выявленные в последующие годы уже будут находиться на стадиях развернутого заболевания и процесс их адаптации будет или совсем невозможен, или даваться с большим трудом.
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИ. В процессе тренинга, построенном на принципах групповой психотерапии с учетов индивидуальных запросов используются элементы различных направлений современной психотерапии. При более пристальном изучении влияния тех или иных обсуждаемых тем и навыков, вырабатываемых в процессе тренинга, наличии обратной связи возможно получение новых научных и практических данных, применимых в области прикладной психологии, социологии, медицины и пр. дисциплинах, изучающих процессы адаптации и способы воздействия на них.
ЦЕЛИ Создание возможности адаптации к ВИЧ-позитивному статусу и ведения полноценной жизни в обществе ВИЧ-инфицированными жителями Санкт-Петербурга.
АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. ВИЧ-инфицированные жители Санкт-Петербурга, находящиеся на начальных стадиях развития ВИЧ-инфекции и стадии преСПИДа в возрасте 16-30 лет. Такой возрастной диапазон возможен в ближайшие два-три года, пока у большинства инфицированных в анамнезе присутствует период активного потребления наркотиков. Этот период характеризуется отсутствием возможности наработки навыков взрослого поведения и роста личности за годы системы - систематического ежедневного употребления или пребывания в местах лишения свободы, поэтому, не составляет труда подобрать на цикл лиц с приблизительно одинаковым уровнем развития. С течением времени доля лиц, инфицированных половым путем, будет увеличиваться. Такая тенденция выявляется уже в текущем 2003 году, но массового характера пока не приобрела. Возможно, позже возникнет необходимость разделения потоков и по другим критериям, но на сегодняшний день опыт показывает благоприятное воздействие друг на друга инфицированных различными путями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. На организационном собрании, предшествующем тренингу, производится идентификация целей и ожиданий каждого потенциального участника, здесь же формируются правила данной группы, которые должны будут беспрекословно выполняться всеми участниками на протяжении всего периода посещения тренинга. Если не возникает неприятия между участниками тренинга и принятыми правилами, группа приступает к занятиям в полном составе. Каждое занятие цикла начинается с повторения правил группы, озвучивания особенностей настроения, состояния и ожиданий всех участников тренинга. Первое и второе занятия сориентированы на сплочение группы, формирование границ участников путем выполнения упражнений телесно-ориентирванной терапии и заданий, направленных на развитие навыков коммуникации. На третьем занятии предусмотрено выполнение упражнений, направленных на достижение эффективного взаимодействия в группе путем выполнения заданий трансактного анализа, обсуждения ощущений возникающих в процессе их выполнения, умозаключений относительно возможности применения полученных навыков за пределами тренинга, анализа неэффективного опыта общения в прошлом с позиции получения нового навыка. Обсуждаются особенности вербального и невербального общения.
Четвертое занятие посвящено обсуждению понятий стресс , особенности психических процессов, темперамент, типологии характера, тестирования и совместного обсуждения результатов, проведение ролевых игр с элементами психодрам. Пятое занятие посвящено знакомству с формами психологической защиты, копинг механизмами, понятием стрессоустойчивость и способами ее повышения.Применяются элементы суггестологии, телесно-ориентированной, поведенческой, когнитивной терапии, арттерапии, эмоционального включения и катарсиса. Приобретаются навыки идентификации чувств и их выражения. На шестом занятии обсуждаются потребности (пирамида Маслоу), страхи, причины их возникновения, способы преодоления. Особенное внимание уделяется страхам, связанным с выявлением ВИЧ/СПИДа, а также эмоциям и чувствам, оказывающим саморазрушающее воздействие на личность (чувство вины, обиды, одиночества, зависти, осуждения, самоуничижения, долженствования и т.п.). Задания седьмого занятия направлены на формирование адекватной самооценки посредством выполнения специфических упражнений идентификации положительных и отрицательных личностных качеств и их презентации; принятие себя как уникальной личности с набором именно этих характеристик, сформированных благодаря индивидуальному жизненному опыту.На заключительном собрании подводятся итоги тренинга, каждый участник группы озвучивает сформированные в процессе тренинга долгосрочные и ближайшие цели и пути их достижения, обсуждает плюсы и минусы занятий и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. В процессе проведения тренинга предусматривается выполнение домашних заданий. Тренинг построен на сочетании принципа здесь и теперь и возможности анализа прошлого опыта, его обсуждения и принятия. Безопасная атмосфера, создаваемая посредством введения правил и поддерживаемая тренером, безоценочность суждений участников создает возможность формирования ощущения принятия, открытости, является предпосылкой возникновения дружеских отношений между членами группы (зачастую, позволяя решать проблему одиночества). Показателями восстановления социальных функций участников тренинга можно считать трудоустройство, восстановление в учебных заведениях, поступление в учебные заведения, наличие участников тренинга, изъявивших желание принять участие в программах реабилитации по наркозависимости и т.п., восстановление утраченных семейных и дружеских отношений. Прохождение данного тренинга создает возможность значительного укорочения процесса адаптации к диагнозу и последующему восстановлению социального статуса лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, косвенно улучшая социальную и экономическую ситуацию, связанную с развитием эпидемии ВИЧ/СПИДа в нашем городе.