Бодалев Алексей Александрович
Родился 13 октября 1923 в г. Сарапул, автономная республика Удмуртия. Специалист в области общей и социальной психологии. Окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского университета (1950), работал учителем логики и психологии и классным руководителем 207-й школы Ленинграда (1949-1956), кандидат психологических наук (1953), доктор психологических наук (1966), профессор (с 1967), зав. кафедрой общей психологии факультета психологии ЛГУ (с 1969), декан факультета психологии ЛГУ (1972-1976), декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии (1979-1986).
Алексей Александрович Бодалев организовал Центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ (1979-1986), заведовал лабораторией Психологии общения Психологического Института РАО (1976-1994), главный научный сотрудник и руководитель научной группы: "Психология общения, развития и реабилитации личности" Психологического Института РАО (с 1993 г. по настоящее время), и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (с 1993).
Алексей Александрович Бодалев член-корреспондент АПН СССР (с 1971), академик АПН СССР (с 1978), вице-президент АПН СССР (1986-1989), академик Российской академии образования (с 1993), академик Международной академии психологических наук (с 1993), академик Международной академии акмеологических наук (с 1993), член Международной ассоциации научной психологии и член ее ассамблеи (1976-1988), академик Международной академии педагогических наук (с 1994). Правительственные награды: орден Трудового Красного Знамени (1983), медали: "За оборону Ленинграда" (1943), "За доблестный труд в ВОВ 1941-1945" (1946), другие памятные медали.
Области научных исследований: общая, педагогическая, социальная психология, акмеология. Тема кандидатской диссертации: "Формирование требовательности к себе у старшего школьника", тема докторской диссертации "Восприятие и понимание человека человеком". В докторской диссертации и в последующих работах впервые в отечественной психологической науке последовательно была освещена феноменология познания человека человеком - процессы восприятия, памяти, воображения, мышления, актуализирующиеся у людей, когда они взаимодействуют друг с другом. Были прослежены взаимосвязи между основными характеристиками этих процессов, особенностями мотивационно-потребностной сферы у лиц, участвующих в общении, а также их поведением. Раскрыты различия указанных процессов в проявлениях ценностно-ориентационной сферы, в особенностях поведения при межличностном взаимодействии, зависящие от возраста, пола, профессии участников общения. Впервые в отечественной психологии систематически изучены закономерности и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке.
Алексей Александрович Бодалев одним из первых в отечественном человекознании раскрыл предмет акмеологии - науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и исследующей развитие человека как индивида, личности и как субъекта деятельности на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
В разные годы в ЛГУ, МГУ Алексеем Александровичем Бодалевым читались курсы по общей психологии, социальной перцепции и психологии межличностного общения, основам общей и прикладной акмеологии. Под его руководством подготовлены 119 кандидатских и 24 докторских диссертаций.
Опубликовано около 400 научных работ, из них 50 - на иностранных языках. Основные работы: Восприятие человека человеком (1965); Формирование понятия о личности другого человека (1970); Личность и общение (1983); Основы психодиагностики (в соавт. Ред. 1988); Психология о личности (1989); Психология общения (1996); О предмете акмеологии (1993); Теоретические основы социальной психологии (соавт. и научн. ред. 1996); Как становятся великими или выдающимися? (соавт. 1997).