Козлов Владимир Васильевич
Актуальность.
Современная ситуация в методологии психологии характеризуется противостоянием традиционного (академического) и огромного количества школ, направлений, новых психологических подходов, к пониманию теории и практики этой науки.
Академическая психология основывается на биологическом и социальном детерминизме активности человека и отдает предпочтение материалистической, позитивистской парадигме науки.
Новоиспеченные эклектические «направления» и «школы», особенно прикладной ориентации, или не имеют методологического осмысления или считают методологию схоластической профанацией науки.
Одновременно как вне мировоззрения не существует личности, так и вне методологии нет науки.
Основная проблема заключается в том, что ни практики, ни теоретики психологии не пытаются рефлексировать целостную картину психической реальности человека. В психологии отсутствует восприятие целостной картины психической реальности, которая проявлена на всех уровнях - от биологического до духовного.
В силу этого необходимы создание и разработка принципиально новой, интегративной методологии и интегративной психологии, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека.
Социальная, научная и практическая значимость.
Козлов В.В. провел 560 научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием более 17000 человек на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около 50 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 35 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста (См. монографию «Психотехнологии измененных состояний сознания.»- 2-ое изд., испр. И доп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005 – 544 стр.).
Профессор Козлов активно участвует во внедрении новых интегративных образовательных программ для психологов и психотерапевтов (см. Интегративная психология. Теория и психотехника. Методическое пособие. Ярославль – 2004 - 120 стр.). Им разработана двухгодичная специализация по интегративной психологии.
Большое внимание оказывает разработке новых и распространению апробированных в практике методов диагностики личности и групп (См «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. (Учебно-методическое пособие) М. Изд-во Института психотерапии. 2002 –640 стр., Методология и методы социально-психологических исследований. (Учебное пособие УМО вузов России) М.: Москва - Санкт-Петербург, 2003 – 378 с., «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп (Учебное пособие) М. Изд-во Института психотерапии. 2005 –490 стр.» и др.).
Профессор Козлов В.В. уделяет большое внимание интеграции психологического сообщества, обмену опытом между психологами-профессионалами. Он директор-организатор ежегодного (сентябрьского) Международного конгресса по социальной психологии (г. Ярославль) инициатор, основатель и председатель ежегодной (апрельской) конференции «Интегративная психология: теория и практика» (г. Ярославль), директор ежегодного методологического семинара по актуальным проблемам психологии.
Козлов В.В. является научным куратором Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной Академии Психологических наук, основатель Международного Института интегративной психологии. В период с 1990 по 2008 г.г. принимал активное участие в 75 отечественных и зарубежных конференциях (в качестве председателя, директора-организатора, руководителя секций и круглого стола, докладчика). Являлся координатором 65 Международных конференций по проблемам теории и практики психологии.
Не меньшее внимание Козлов В.В. уделяет организации и изданию научных журналов для популяризации научных достижений психологии (Главный редактор российского журнала «ЧФ .Социальный психолог» издательство ИП РАН, МАПН, ЯрГУ, М.-Ярославль, член редколлегии и главный редактор журнала «Проблемы психологии и эргономики», Член редакционного Совета Международного издательского проекта «Тексты трансперсональной психологии», основатель и главный редактор журнала «Вестник интегративной психологии»), редактор цикла научных сборников «Труды Ярославского методологического семинара» (2003-2007).
Профессор Козлов в 1994 г. избран исполнительным директором и членом президиума Международной Академии психологических наук (МАПН), с 2003 года – вице-президент МАПН, с 2007 года - Первый вице-президент МАПН Член научно-методических советов и аттестационных комиссий ЯрГУ. Неоднократно руководил грантовыми проектами Российского государственного научного фонда и института Открытое общество (Фонд Сороса). Руководитель проекта «Психолого-педагогические и социальные основы кризисологии» (1997-2002 г), выдвинутого на Государственную Премию Президента РФ в образовании (номинирован в 2002 и 2003 гг).
Таким образом, социальная, научная и практическая значимость проекта высокая.
Значение для развития психологии.
Большим вкладом в развитие современной психологии является разработка теории, методологии работы с кризисами личности и групп и внедрение новых психотехнологий для интеграции и трансформации (См. «Работа с кризисной личностью. (Методическое пособие). Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2003 - 302 с.»; «Создание механизма и условий для успешной социальной, профессиональной и личностной адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома и в первый год по его окончанию. (Учебно-методическое пособие) Ярославль, ООО «Титул Яр», 2004» , «Интегративная танцевально-двигательная терапия. Издание второе, расширенное и дополненное. СПб: Речь, 2006 – 286 с.», «Интегративные психотехнологии в профилактике и коррекции зависимого поведения. М., Фирма «Слово», 2006 – 428 с.», «Работа с кризисной личностью. (Методическое пособие). Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2007 - 336 с.».; цикл сборников «Психотехнологии в социальной работе. Вып. 1 –10 – 1995 – 2005)», «Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация М., Фирма «Слово», 2008 – 160 с.» (монография) «Наркотические аддикции: профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий М., Фирма «Слово», 2008 – 636 с. (монография)» и др.)
В течение последних 20 лет Козловым В.В. выделены адекватные методы для исследования влияния различных методов, использующих измененные состояния сознания и проведены многоуровневые исследования влияния этих методов на психофизиологию, нейропсихологию, когнитивную сферу и психическое состояние, свойства и качества личности, групповую динамику (См. «Измененное состояние сознания: системный подход (монография) М., РПФ «Титул», 2005 - 396 с., «Психология творчества: свет, сумерки и темная ночь души. - М.: ГАЛА-Издательство, 2008. – 112 с. (монография) и др.)
Особенностью Козлова В.В. является то, что он анализирует историю культуры и духовных традиций человечества, интегрирует теорию и психотехнику традиций в пространство интегративной психологии (См. «Духовные странствия: три тропы. Заметки по духовной психологии (монография) Ярославль, МАПН, РИА «Титул», 2001г. -288 с.»; «Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние (монография) М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 – 603 с.», «Интегративная психология: пути духовного поиска или освящение повседневности. – М.: Психотерапия, 2007. –528 с. (монография)» Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т.1 Мировой трансперсональный проект - М., 2007 – 350 с. (монография); Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т.2 Российский трансперсональный проект -М., 2007 – 424 с. (монография)).
Таким образом, проект имеет важное значение для развития психологии.
Цель.
Интеграция теории и практики психологии. Интегративный подход – это творческий и многомерный синтез концепций, которые опредмечивают различные аспекты человеческой активности как в теоретико-методологическом, так и в исследовательском и психотехническом отношениях.
Главной целью психологии В.В.Козлов видит в том, чтобы воссоединить целостную ткань психической реальности и выстроить многомерную интегративную парадигму современной психологии.
Цель интегративной психологии, кроме объяснительной и концептуальной, достаточно прагматична – изменить структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способность мыслить, рефлексировать и действовать адекватно в соответствующей социокультурной среде. В связи с этим на сущностном уровне важна трансформация homo sapiens и homo habilis (человека разумного и умелого) в homo ludens и homo creacoficus (человека играющего и творящего мудрость). Особенно хотелось бы, чтобы данная трансформация произошла с носителями знания о человеке – психологами и психотерапевтами, философами и психиатрами, педагогами и социальными работниками.
Аудитория.
Психологи, социальные работники, философы, педагоги, психотерапевты.
Основное содержание работы.
Профессору Козлову принадлежит выдающееся роль в создании научной школы «интегративная психология» (руководство исследовательской работой 3 докторантов, 12 очных аспирантов, 19 соискателей). Под его научным руководством защищено 67 кандидатских и 9 докторских диссертаций. Является членом Диссертационного совета ЯрГУ (Д. 212.002.02) по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и членом Диссертационного совета ЯГПУ (К. 212.307.04) по специальности 19.00.07. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций).
Главное значение профессора Козлова для развития психологии – это попытка организации новой методологии и парадигмы психологии (седьмой волны психологии – интегративной). Козлов В.В. вложил огромное количество энергии разработке интегративной психологии как новой парадигме психологии, интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах.
Этот внушительный по масштабам проект имел следующие стадии:
1990 – 1993 – разработка направления интенсивные интегративные психотехнологии
1993-1997 - Систематизация теоретических подходов и концепций, а также разработка собственных моделей и подходов, адекватно раскрывающих пространство состояний сознания, структуру, основные тенденции личности и групп.
1997-1999 - Разработка общей стратегии взаимодействия с клиентами в практической психологии, а также обозначение основных целей, этапов самосовершенствовании и интеграции личности в интегративной психологии, разработка теории кризисов личности и групп.
1999-2009 – Разработка интегративной психологии как принципиально новой теории и методологии психологии.
Многое профессором Козловым В.В. сделано впервые.
Впервые в России и в мировой психологии разработана интегративная психология, который предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии.
Впервые в психологии проведены исследования внутренних механизмов, содержания, феноменологии расширенных состояний сознания, воздействия этих состояний на психику, личность, групповую динамику. На основе этих исследований предложена модель конструктивных и деструктивных феноменов ресурсных состояний сознания
Впервые в психологии проведена разработка адекватных моделей структуры, содержания, основных тенденций личности, этапов ее самосовершенствовании и интеграции. В этом аспекте особо значимо новое понимание целей и содержания самосовершенствовании, а также сознания, описание возможных пространств и состояний сознания, в которых происходит расширение сознания и личностного опыта. В результате данного исследования разработана новая концептуальная модель структуры подавленного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом практической психологии. Разработано новое понимание закономерных и ситуативных кризисов личности групп, разработана адекватная система психологической помощи и коррекции.
Результаты, выводы.
Козлов В.В. действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии, действительный член Международной Академии Социальной Работы, действительный член Международной Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия).
За психологические научно-исследовательские, организационные, методологические разработки награжден грамотами ректората ЯрГУ, Ярославской государственной Думы, Министра образования РФ, по итогам 2001, 2003, 2006 годов признан победителем в конкурсе ЯрГУ им. П.Г.Демидова на звание «Лучший ученый университета», награжден за развитие психологической службы в России грамотой Президента РПО, а так же благодарностью Президента России В.В.Путина за внедрение интегративных психотехнологий в реабилитацию военнослужащих (2001 г.), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского второй степени (июль, 2002), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Международной Академии Психологических наук «За заслуги в психологии» (ноябрь 2002), Почетным знаком «За заслуги в науке» Губернатора Ярославской области (июнь 2003 г.), медалью за заслуги в науке «Человеческий фактор» (апрель 2004), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского 1 степени (март 2005). Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2004 года в номинации «Личность 2004 года в психологической практике» (октябрь 2005 г.). Награжден орденом ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие психологической науки и утверждение в жизненную практику идей, принципов и ценностей культуры мира «Творец Эпохи» в номинации «Подвижник науки» (сентябрь 2006 г.), Победитель Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2005 года в номинации «Личность 2005 года в психологической практике» (октябрь 2006). Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2006 года в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального психологического сообщества России» (июнь 2007 г.), удостоен Почетного Звания «Основатель научной школы» (декабрь, 2008), Почетного Звания "Заслуженный деятель науки и образования" (ноябрь, 2009). Награжден «серебряной» медалью В.И.Вернадского за выдающиеся достижения в области науки и образования (декабрь, 2009).
Список научных и учебно-методических трудов Козлова Владимира Васильевича за 2009 год:
№ пп |
Наименование работы, ее вид |
Форма работы |
Выходные данные |
Объем в страницах |
Соавторы |
|
1. Научная работа |
|
|
|
|
1 |
Интегрирующий ресурс Ярославской школы психологии (статья) |
Печатн. |
Вестник интегративной психологии. В. 7. М-Ярославль, 2009 – С.3-5 |
3 с. 2 с. |
Новиков |
2 |
Теория и практика психологии (статья) |
Печатн. |
Вестник интегративной психологии. В. 7. М-Ярославль, 2009 – С. 5 – 13 |
16 с. |
_ |
3 |
Актуальные проблемы теории психологии управления (статья) |
Печатн. |
Вестник интегративной психологии. В. 7. М-Ярославль, 2009 – С. 25 – 28 |
4 с. 2 с. |
Новиков Мануйлов |
4 |
Теория и практика психологии: апрельские тезисы (статья) |
Печатн. |
Вестник интегративной психологии. В. 7. М-Ярославль, 2009 – С. 203-206 |
8 с. |
_ |
5 |
«Экономический человек» или субъект экономической деятельности: возможна ли интеграция (статья) |
Печатн. |
Вестник интегративной психологии. В. 7. М-Ярославль, 2009 – С. 71-73 |
3 с. 2 с. |
Вяткин |
6 |
Итоги исследования связного дыхания (статья) |
Печатн. |
Седьмая волна психологии. Вып.6. Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2009 – С.3- 13 |
11 с. |
_ |
7 |
Научная и практическая психология: в чем соединение? (статья) |
Печатн. |
Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Казань, Казанский государственный университет, 26-27 марта 2009 г.– Казань: Издательство «Отечество», 2009. С. 206-215 |
10 с. |
_ |
8 |
Социальная психология власти (статья) |
Печатн. |
Человеческий фактор: социальный психолог. В. 1 (17). Ярославль, Москва 2009 – С. 5-10 |
6 с. 4 с. |
Новиков |
9 |
Стратегия и тактика помощи личности с игровой зависимостью (статья) |
Печатн. |
Человеческий фактор: социальный психолог. В. 1 (17). Ярославль, Москва 2009 – С. 10-22 |
13 с. |
_ |
10 |
Jaunrades prieks. Radosa stavokla pamatipasibas (статья) |
Печатн. |
Psihologija mums. Starpnozaru zurnals. Riga 2009/3 – C. 26-35 |
10 с. |
_ |
11 |
Эффективность функционирования человеческого фактора в условиях трансформирующейся мировой и Российской экономики |
Печатн. |
ЧФ: Проблемы психологии и эргономики. В.3 (49) Москва-Тверь: Изд-во ООО «Триада», 2009 – С.12-18
|
7 с. |
_ |
12 |
Акме и творчество (статья) |
Печатн. |
Современные проблемы развития акмеологии.– 71-75 |
5 с. |
_ |
13 |
Критерии доверия личности другим людям (статья) |
Печатн. |
Психология XXI столетия: Теория, Эксперимент, Социальная практика. Материалы Международного конгресса, 10-13 сентября 2009 г. Т. 2./ отв. ред. А.Л.Журавлев, Н.П.Фетискин М.; Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009 С. 92-97 |
6 с. 3 с. |
Гусева |
14 |
Проблема научности и социальной востребованности: академическая и практическая психология (статья) |
Печатн. |
Психология XXI столетия: Теория, Эксперимент, Социальная практика. Материалы Международного конгресса, 10-13 сентября 2009 г. Т. 2./ отв. ред. А.Л.Журавлев, Н.П.Фетискин М.; Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009 С.198-208 |
11 с. |
_ |
15 |
Категория системы в политической психологии (статья) |
Печатн. |
Психология XXI столетия: Теория, Эксперимент, Социальная практика. Материалы Международного конгресса, 10-13 сентября 2009 г. Т. 2./ отв. ред. А.Л.Журавлев, Н.П.Фетискин М.; Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009 С.296-302 |
7 с. 5 с. |
Новиков |
16 |
Психологические механизмы воздействия музыки на личность (статья) |
Печатн. |
Человеческий фактор: социальный психолог. В. 2 (18). Ярославль, Москва 2009 – С. 5-11 |
7 с. |
_ |
17 |
Исследование игровой зависимсости: интегральный подход (статья) |
Печатн. |
Человеческий фактор: социальный психолог. В. 2 (18). Ярославль, Москва 2009 – С. 68-89 |
20 с. 12 с. |
Карпов, Мазилов |
18 |
Психологическое управление в кризисных социальных сообществах (монография) |
Печатн. |
М.: ГАЛА-Издательство, 2009 |
436 250 |
Новиков, Мануйлов |
19 |
Современная психология – в поисках интеграции (статья) |
Печатн. |
Человеческий фактор: социальный психолог. В. 2 (18). Ярославль, Москва 2009 – С. 151- 152 |
2 с. |
_ |
20 |
Психология дыхания, музыки, движения (монография) |
Печатн. |
М., 2009 |
114 |
_ |
21 |
Integrative Psychology: the Return to the Subject of Psychology (статья) |
Печатн. |
Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook/Ed. By Y.Zinchenko and V.Petrenko. – Moscow: Russian Psychological Society, 2009. p. 239-261. |
22 с. |
_ |
22 |
Психодуховный кризис в условиях мирового экономического кризиса (статья) |
Печатн. |
Человек в условиях мирового экономического кризиса. Материалы всероссийской научно-практической конференции. М.; ИП РАН, 2009 – С. 197-215 |
18 с. |
_ |
23 |
Наркотические аддикции: профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий (монография) |
Печатн. |
М., Фирма «Слово», 2009 |
464 400 |
Бубеев, Козлов, Круговых |
24 |
Проблема сознания в психологии (статья) |
Печатн. |
Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Казань, Казанский государственный университет, 12-14 ноября 2009 г.– Казань: Издательство «Отечество», 2009. С. 219-225 |
6 с. |
_ |
25 |
Интегративная психология: практические методы нового поколения (статья) |
Печатн. |
Интегративная психология: практические методы нового поколения Материалы Международной практической конференции. Москва, МАИПП, 23-25 октября 2009 года – М., 2009. С 6-12 |
7 с. |
_ |
26 |
Системно-генетическая парадигма науки и интегративный подход (статья) |
Печатн. |
Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IY Всероссийской научно-практической конференции / под научной редакцией Ю.П.Поваренкова – Ярославль, изд-во ЯГПУ, 2009 – С. 57-59 |
3 с. |
_ |
|
2. Учебно-методические работы |
Печатн. |
|
|
|
1 |
Тест «Анима». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев женщины: Метод. руководство |
Печатн. |
Иркутск: Изд-во ИрГТУ 2009 |
_ |
Бызова |
2 |
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – 2 изд., доп. (Учебное пособие) |
Печатн. |
М.: Психотерапии, 2009 |
_ |
Фетискин, |
Таким образом, за 2009 год профессором Козловым В.В. издано 3 монографии, 2 учебных пособия, 23 научные статьи.
В 2009 году подготовлены к печати и сданы в редакционные коллегии учебники «Трансперсональная психология» (издательство «ЭКСМО», Москва), «Психология управления» (Издательство «Академия», Москва»), «Политическая психология» (Издательство ВГУ), монография «Психология игровой зависимости» (Изд-во «Институт психотерапии», Москва)
В 2009 году Козлов В.В. продолжает издание журналов «ЧФ: Социальный психолог (Главный редактор Козлов В.В.); «Проблемы психологии и эргономики»; «Социально-психологическое общество и власть»; «Вестник интегративной психологии» (Главный редактор Козлов В.В.), а также издание ежегодных научных сборников «Седьмая волна психологии» (Главный редактор Козлов В.В.); «Психология двадцать первого века» (Главный редактор Козлов В.В.).
В 2009 году профессор Козлов В.В. участвовал в организации и проведении ежегодного Международного Конгресса «Психология XXI столетия». (Директор-организатор). Он руководил секцией «Интегративная психология» (Сентябрь 2009)
Козлов В.В. организовал и провел Всероссийский Методологический семинар, апрель 2009, а также Международную научно-методическую конференцию «Интегративная психология: теория и практика», Ярославль, 22-26 апреля 2009 г.
Козлов В.В. также выступал в качестве организатора и докладчика на следующих научных мероприятиях:
1. Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта. 1-ая Международная научно-практическая конференция. Казань, Казанский государственный университет, (доклад)
2. Человек в условиях мирового экономического кризиса. Совместная Всероссийская научно-практическая конференция ИП РАН и РПЦ (доклад)
3. Современные проблемы развития акмеологии. Первый международный симпозиум (Кострома) (общая координация, доклад)
4. Человеческий фактор в условиях трансформирующейся мировой и Российской экономики Всероссийская научно-практическая конференция (Тверь) (общая координация и организация, доклад)
5. Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. 4-я Международная научно-практическая конференция. Казань (доклад)
6. Организация и проведение Летней психологической школы «Современная психология: теория и метод» (Челябинск) (доклады, ведение методических семинаров)
7. Всероссийская научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль), (доклад);
Козлов В.В. в 2009 году участвовал в исследовательских международных проектах:
Международном исследовательском проекте «Трансперсональный проект в культуре» совместно с Международным институтом практической психологии (г. Рига), Международном исследовательском проекте по этнопсихологии совместно с Казахстанским государственным университетом (Алматы), Международном исследовательском проекте по зависимостям совместно с Центром Назаралиева (Бишкек) (Козлов В.В.)
Козлов В.В. координировал научное международное сотрудничество со следующими организациями: Европейская ассоциация трансперсональной психологии (Италия), Институт Эсален (США), Американская трансперсональная ассоциация (США), Университет «Туран» (Алматы), Латвийская медицинская академия (Рига), Центр реабилитации Назаралиева (Бишкек)
Козлов В.В. в 2009 году вел учебно-научную работу за рубежом. Это проведение конференции «Современные парадигмы психологии» (Алматы, Казахстан), проведение научно-методических семинаров по интегративной психологии (Израиль, Казахстан, Непал, Тайланд, Индонезия, Латвия, Белоруссия).