«Профилактика детской агрессивности» (программа психолого-социально-педагогической поддержки учащихся )
Динамика развития современного общества провоцирует рост количества и определяет качество дезадаптивных факторов психического развития ребенка школьного возраста.
Цель данного проекта – профилактика агрессивности у детей группы риска (склонных к осуществлению ауто и гетероагрессии): дети внезапно ушедших родителей (ВУР), пережившие психологическую травму потери родителя (смерть или развод); ЧВД часто болеющие дети с проблемами, обозначенными психосоматикой неразрешенных конфликтов; сверхвозбудимые, гиперактивные, склонные к девиантному поведению; одаренные дети с проблемами коммуникативной дезадаптации, с вероятностной суицидальностью; дети с симптоматикой ПР и ППР (психологических расстройств и пограничных психических расстройств).
Поэтапность осуществляется в применимости конкретных психокоррекционных программ в зависимости от возрастного периода и обозначенной проблематики, а также в контексте глобального комплексного охвата высококомпетентными специалистами педагогической и медицинской психологии наиболее нуждающихся в особом внимании детей в интеграции с муниципальными службами.
С точки зрения возрастной периодизации удобно рассматривать действующую модель сублимированного творчества на примере применимости АРТ-терапии психологической службой гимназии:
I этап: 1-3 классы: ИЗО-терапия,
II этап: 5-6 классы: театро-терапия, музыко-терапия,
III этап: 7-9 классы: пантомима.
IV этап: 10-11 классы: психологический тренинг самоактуализации личности, применяющий комплекс вышеперечисленного.
Показаниями для проведения арт-терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация, конфликты в межличностных отношениях, повышенная тревожность, страхи, негативная «я-концепция», низкая, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, низкий уровень развития мотивации к деятельности.
Применение арттерапевтических методов позволяет получить следующие позитивные результаты:
- обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование в социально приемлемых формах;
- способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
- существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «я-концепции» и повышению уверенности в себе;
- способствует приобретению новых средств эмоциональной экспрессии.
Выводы. Применение субпрограмм всех 4-х этапов позволило снизить тревожность, повысить эмоциональную устойчивость и нивелировать акцентуации аффективно-экзальтированной направленности среди выпускников гимназии.
Осуществление содержания субпрограмм проводится в гимназии уже 4 года. Занятия проводятся в группах по 10-15 человек 1 раз в неделю по 2 академических часа для 1-9 классов и блочно для 10-11 классов. В итоге происходит переориентация уроков эстетического цикла в занятия психокоррекционных программ в совместной деятельности психолога и педагога-предметника с багажом технических приемов и применимостью различных технологий. Есть необходимость в каждодневном проведении таких занятий, это позволит укрепить нервную систему ребенка и дать выход агрессии не в случайно-спровоцированных школьных ситуациях, а планомерно осуществлять профилактику нервных срывов и девиантного поведения. Таким образом, для осуществления штатной загруженности часового пространства коррекционных занятий требуется не один-два психолога, а бригада, что осуществимо, если иметь ввиду коллектив психологов методического объединения района. Бригадный способ позволит осуществить эту идею в массовых средних школах по определенному временному графику.
Необходимо усилить и четче структурировать деятельность тех специалистов, которые обозначены термином «профориентация». В наше время у детей уже младшего подросткового возраста достаточно четко сформулировать потребность в личностной независимости, которая ассоциируется у них наличием собственных денежных средств. Порой именно это толкает подростка па осуществление асоциальных планов по удовлетворению данных потребностей. И чтобы лишить его иллюзий по поводу отсутствия альтернативы – надо предоставить таковую еще в школьный период жизни. Очевидно, что осуществление этой идеи возлагается на плечи социального педагога, психолога, консультанта-профориентации и завуча – организатора при поддержке предметников-профессионалов соответствующего профиля.
Так, в каждой школе есть талантливая группа школьников-актеров, режиссеров и других «родственников» театрального Храма. По заказам вышестоящих инстанций именно они ставят интереснейшие спектакли или миниатюры. Эта фрагментарная деятельность могла бы перерасти в деятельность регулярную автономного ООО и приносить доход участникам и организаторам. В этом случае необходима роль менеджера. И может быть тогда это новая роль для завуча-организатора, или в школьном Ватикане должно появиться новое действующее лицо. Эта необходимость обозначена временем перемен. Возрастает роль активной творческой сублимации. И соответственно снижается агрессивная активность незанятых, невостребованных устремлений к приключениям подростковой популяции нашего населения. Энергию в мирное русло способен направлять аналогичным образом спорт и регулярные соревнования по субботам и воскресеньям в школьных спортивных залах для тех же подростков. Задача современной школы развернуть этот процесс и его результат для молодых, создать альтернативу асоциальным структурам.
В масштабе же городской психологической службы, означенная психолого-медицинская и педагогическая поддержка может быть реализована в так называемых пансионатах «эмоционально-волевой коррекции» интернатного типа. Где на каждого ребенка должно быть по штатному расписанию минимум 3 специалиста-психолога, которые сопровождают круглосуточно ребенка, нуждающегося в коррекции. Особенно это актуально для детей тех семей, где процесс конфликтного разрыва отношений супругов находится в стадии апогея, где налицо домашнее насилие и другие виды деформации личности. Временное пребывание ребенка в условиях соблюдающих его нормальное жизнеобеспечение – залог сохранения его психического здоровья, о котором последнее время так много говорят.
И еще один вариант профилактики агрессии в подростковой среде – это временное «поселение» подростка, встающего на путь И еще один вариант профилактики агрессии в подростковой среде – это временное «поселение» подростка, встающего на путь девиаций, в приемную семью (Возраст ребенка 8-10 лет). Содержание подростка в такой семье обеспечивает государство объемом нормальных средств как на питание, одежду, так и на культурно-эстетическое воспитание, осуществляемое через посещение театров, концертных залов и т.н. Благоприятная семейная среда задает в процессе формирования правильную идентификацию как полоролевую, так и семейно-ориентироваиную, социальную. «Среда воспитывает» – бесспорность этого очевидна и применимость необходима. Финансирование осуществляется через муниципальные структуры социального обеспечения, отделы образования и комитеты по делам молодежи при поддержке совета предпринимателей и научном курировании соответствующих Вузов. Контролирующую функцию выполняет городская структура социально– психологической поддержки через специалистов с психологическим образованием.
Данный проект имеет шанс быть следующим этапом развития содружества педагогической и медицинской практической психологии, в контексте осуществления реальных мер по предотвращению как суицидальных, так и асоциальных намерений ребенка в период школьного обучения. Бесспорно, что проект требует более детальной доработки, но не менее значима сама концептуальная ценность идей представленных в проекте, реализация которых зависит от согласованной и доброй воли двух ведомств – Министерства Образования и Министерства Здравоохранения.