Номинация «Лучший проект в практической психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Социально-психологические основы лидерства и организованности в молодежных группах» ()

Авторы:

  • Лунев Юрий Алексеевич

    кандидат психологических наук, директор бизнес-программ, Фонд "Трионикс", (Курск, Москва)

  • Сарычев Сергей Васильевич

    доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии, Курский государственный университет, (Курск)

  • Чернышев Алексей Сергеевич

    доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии, Курский государственный университет, (Курск)

Организация: Курский государственный педагогический университет, кафедра психологии

Актуальность проекта обусловлена низким уровнем развития социальных умений у современных подростков и юношей. Неспособность конструктивно вступить в контакт, трудности с определением своей личностной позиции в социуме, и в частности, в группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции – все это порождает неадекватные защитные реакции молодых людей. Мы считаем, что в дополнение к «научной грамотности» молодой человек должен получить «социальную грамотность». Мы предлагаем наряду с существующими направлениями психолого-педагогической практики – педагогическим воспитанием и предметным обучением – выделить новое направление – «социальное обучение».

Цель проекта – исследование социально-психологических механизмов лидерства и организованности в молодежных группах и разработка технологий развития социальных качеств личности.

Концептуальная основа проекта. Для развития лидерских и организаторских качеств личности необходимо организовать специальные мероприятия социально-психологической работы, обобщенные понятием «социальное обучение». Под социальным обучение мы понимаем формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. Научить в социальном смысле – значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Социально обученный человек владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала. Необходимо целенаправленно учить молодого человека следующим умениям: созидать жизненные ценности и достигать конкретных практических результатов; различать цели-результаты и промежуточные цели-средства; осознавать и соотносить свои желания, возможности с социальными требованиями; понимать природу социальных отношений и поведения; обладать широким репертуаром поведенческих навыков в различных сферах общения – в интеллектуальном, трудовом, досуговом, межполовом общении.

Социальное обучение предполагает создание благоприятных условий для обретения личностью качеств субъектности – самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в широком значении этого слова. Основным содержанием социального обучения является создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения. Позитивное личностное самоопределение мы понимаем как формирование положительного образа «Я» и позиции конструктивного социального оптимизма. Становление положительного образа «Я» включает в себя постепенное принятие своей индивидуальности и положительную оценку своего личностного потенциала.

Позиция конструктивного социального оптимизма складывается на основе признания альтруизма исходным началом и конечной целью людей и содействия развитию межличностных отношений. Эта позиция отражает желание гармонизировать социальные отношения. Конструктивность личностной позиции по сути есть проявление субъектности в социальных отношениях и выражается в направленности на социальное созидание.

Самоопределение предполагает сознательный выбор личности, соотносящий ее желания, возможности и долженствования.

Можно выделить следующие особенности социального обучения по сравнению с другими видами психологической помощи: 1) Социальное обучение отличается более выраженным дидактическим характером. Оно строится на основе четкой организации учебно-воспитательных действий в пространстве и времени и направляется на конкретные практические результаты совместной деятельности обучаемых, соотнесенные с их естественной жизнедеятельностью; 2) Социальное обучение осуществляется в рамках специально созданного социума, который, с одной стороны, отличается организационной самобытностью (нормотворчеством), с другой стороны, вписан в реальное социально-нормативное пространство региона проживания обучаемых; 3) Объектом социального обучения должен стать по возможности каждый молодой человек.

Участие подростков и юношей в социальном обучении заключается не только в том, что, взаимодействуя, они обмениваются живым социальным опытом, эмоционально поддерживают и мотивируют друг с друга. Основное влияние реализуется посредством специально сформированных групп.

История и этапы реализации, основные достижения. Методологическим фундаментов работы является теория субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева. В качестве основы экспериментального подхода применялись разработки курской научной школы практической социальной психологии профессоров Л.И. Уманского и А.С. Чернышева. В качестве экспериментальной базы использовался созданный курскими психологами в 1961 году Центр подготовки молодежных лидеров «Комсорг». С 1992 года А.С. Чернышевым, Ю.А. Лунёвым и С.В. Сарычевым разрабатываются научно-практические технологии крупномасштабной социально-психологической работы с молодежью. С 1997 года Ю.А. Лунёвым под руководством профессора А.С. Чернышева разрабатывается концепция социального обучения.

Основные достижения. Научные результаты проекта апробированы на многочисленных международных и российских научных конференциях и симпозиумах.
С 1992 года работа поддерживается грантами РГНФ, Министерства образования РФ. Разработаны научно-практические технологии, принципы и модель крупномасштабной социально-психологической работы с молодежью.

Социальная значимость проекта. Предложенная модель крупномасштабной социально-психологической работы с молодежью позволяет с минимальными экономическими и временными издержками формировать социальные (лидерские и организаторские) качества личности молодого человека.
Разработанные научно-практические технологии тиражированы в новых социокультурных условиях и стали основой создания трех подобных молодежных центров на территории Курской области.

В течение 40 лет непрерывного функционирования Центра подготовлено свыше 30 тысяч молодежных лидеров, многие из которых стали впоследствии крупными организаторами в различных сферах общественной жизни – производстве, науке, культуре, образовании, в вооруженных силах и т.д. В 80-90 годы функции Центра расширились в связи с социальными изменениями в обществе и Чернобыльской катастрофой, захватившей и Курскую область. Оказана социально-психологическая помощь свыше 600 подросткам и юношам, проживающим в регионах Чернобыльского следа.

Значение для развития психологии. Углублены теоретические представления о психологической природе молодежных групп.
Сформированы научные основы нового направления практической социальной психологии, которое реализует актуальные задачи формирования личности молодого человека.

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе