«Социально-психологические основы лидерства и организованности в молодежных группах»
Актуальность проекта обусловлена низким уровнем развития социальных умений у современных подростков и юношей. Неспособность конструктивно вступить в контакт, трудности с определением своей личностной позиции в социуме, и в частности, в группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции – все это порождает неадекватные защитные реакции молодых людей. Мы считаем, что в дополнение к «научной грамотности» молодой человек должен получить «социальную грамотность». Мы предлагаем наряду с существующими направлениями психолого-педагогической практики – педагогическим воспитанием и предметным обучением – выделить новое направление – «социальное обучение».
Цель проекта – исследование социально-психологических механизмов лидерства и организованности в молодежных группах и разработка технологий развития социальных качеств личности.
Концептуальная основа проекта. Для развития лидерских и организаторских качеств личности необходимо организовать специальные мероприятия социально-психологической работы, обобщенные понятием «социальное обучение». Под социальным обучение мы понимаем формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. Научить в социальном смысле – значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Социально обученный человек владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала. Необходимо целенаправленно учить молодого человека следующим умениям: созидать жизненные ценности и достигать конкретных практических результатов; различать цели-результаты и промежуточные цели-средства; осознавать и соотносить свои желания, возможности с социальными требованиями; понимать природу социальных отношений и поведения; обладать широким репертуаром поведенческих навыков в различных сферах общения – в интеллектуальном, трудовом, досуговом, межполовом общении.
Социальное обучение предполагает создание благоприятных условий для обретения личностью качеств субъектности – самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в широком значении этого слова. Основным содержанием социального обучения является создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения. Позитивное личностное самоопределение мы понимаем как формирование положительного образа «Я» и позиции конструктивного социального оптимизма. Становление положительного образа «Я» включает в себя постепенное принятие своей индивидуальности и положительную оценку своего личностного потенциала.
Позиция конструктивного социального оптимизма складывается на основе признания альтруизма исходным началом и конечной целью людей и содействия развитию межличностных отношений. Эта позиция отражает желание гармонизировать социальные отношения. Конструктивность личностной позиции по сути есть проявление субъектности в социальных отношениях и выражается в направленности на социальное созидание.
Самоопределение предполагает сознательный выбор личности, соотносящий ее желания, возможности и долженствования.
Можно выделить следующие особенности социального обучения по сравнению с другими видами психологической помощи: 1) Социальное обучение отличается более выраженным дидактическим характером. Оно строится на основе четкой организации учебно-воспитательных действий в пространстве и времени и направляется на конкретные практические результаты совместной деятельности обучаемых, соотнесенные с их естественной жизнедеятельностью; 2) Социальное обучение осуществляется в рамках специально созданного социума, который, с одной стороны, отличается организационной самобытностью (нормотворчеством), с другой стороны, вписан в реальное социально-нормативное пространство региона проживания обучаемых; 3) Объектом социального обучения должен стать по возможности каждый молодой человек.
Участие подростков и юношей в социальном обучении заключается не только в том, что, взаимодействуя, они обмениваются живым социальным опытом, эмоционально поддерживают и мотивируют друг с друга. Основное влияние реализуется посредством специально сформированных групп.
История и этапы реализации, основные достижения. Методологическим фундаментов работы является теория субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева. В качестве основы экспериментального подхода применялись разработки курской научной школы практической социальной психологии профессоров Л.И. Уманского и А.С. Чернышева. В качестве экспериментальной базы использовался созданный курскими психологами в 1961 году Центр подготовки молодежных лидеров «Комсорг». С 1992 года А.С. Чернышевым, Ю.А. Лунёвым и С.В. Сарычевым разрабатываются научно-практические технологии крупномасштабной социально-психологической работы с молодежью. С 1997 года Ю.А. Лунёвым под руководством профессора А.С. Чернышева разрабатывается концепция социального обучения.
Основные достижения. Научные результаты проекта апробированы на многочисленных международных и российских научных конференциях и симпозиумах.
С 1992 года работа поддерживается грантами РГНФ, Министерства образования РФ. Разработаны научно-практические технологии, принципы и модель крупномасштабной социально-психологической работы с молодежью.
Социальная значимость проекта. Предложенная модель крупномасштабной социально-психологической работы с молодежью позволяет с минимальными экономическими и временными издержками формировать социальные (лидерские и организаторские) качества личности молодого человека.
Разработанные научно-практические технологии тиражированы в новых социокультурных условиях и стали основой создания трех подобных молодежных центров на территории Курской области.
В течение 40 лет непрерывного функционирования Центра подготовлено свыше 30 тысяч молодежных лидеров, многие из которых стали впоследствии крупными организаторами в различных сферах общественной жизни – производстве, науке, культуре, образовании, в вооруженных силах и т.д. В 80-90 годы функции Центра расширились в связи с социальными изменениями в обществе и Чернобыльской катастрофой, захватившей и Курскую область. Оказана социально-психологическая помощь свыше 600 подросткам и юношам, проживающим в регионах Чернобыльского следа.
Значение для развития психологии. Углублены теоретические представления о психологической природе молодежных групп.
Сформированы научные основы нового направления практической социальной психологии, которое реализует актуальные задачи формирования личности молодого человека.