«Память в экспериментальной и когнитивной психологии» (монография)
Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии: Монография. СПб: Питер, 2001.
Актуальность проекта. Поскольку память не самая сильная сторона отдельного человека и человечества в целом, ее исследование вечно актуально.
Цель. Цель исследования памяти, передалась Т.П. Зинченко от ее отца П.И. Зинченко по наследству и составила ее основную жизненную задачу, которую она решала с завидным постоянством и настойчивостью на протяжении почти 40 лет.
Концептуальная основа. Т.П. Зинченко не был свойственен теоретико-методологический риторизм. Хотя она в качестве концептуальной основы собственных исследований использовала преимущественно деятельностный подход, тем не менее в своих исследованиях памяти она опиралась на историю психологических исследований памяти (см. гл. 1-3), на современную когнитивную психологию и информационный подход к памяти (см. гл. 4-6), в развитие которых она внесла существенный вклад. В итоге читатель получает объемное представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития методологии, теории и эксперимента в области изучения памяти и ее основных процессов, видов, функций и свойств. При этом автор всегда проявлял не столь уж часто встречающуюся в последние десятилетия научную объективность.
История, этапы реализации. Как и любой корректный исследователь, Т.П. Зинченко начала свою научную биографию с эксперимента и овладения его методами. По мере расширения научной и прикладной (в основном инженерно-психологической) проблематики экспериментальных исследований у нее естественным образом возник интерес к теории, истории, методологии проблем памяти, которые в настоящей книге поставлены во главу угла.
Основные достижения. Они суммированы в настоящей, а также в нескольких предшествующих книгах. Достижения многоплановы: прежде всего, это большое число новых экспериментальных результатов, т.е. речь идет о приращении научного знания о процессах опознания, об образной памяти, о когнитивных картах, о памяти и внимании, о зависимости памяти от когнитивного стиля; большое число прикладных результатов не утративших сегодня своего значения для инженерной психологии; попытки теоретико-методологического анализа и синтеза представлений о памяти.
Социальная значимость проекта. Социальная значимость книги не больше, но и не меньше любого добротного и профессионально выполненного научного психологического исследования.
Значение для развития психологии. Т.П. Зинченко была скромным человеком и не была склонна переоценивать свои достижения. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что ее книга заняла достойное место в не слишком богатом ряду отечественных книг по психологии памяти, оставленных нам А.Н. Леонтьевым, П.П. Блонским, Л.В. Занковым, А.А. Смирновым, П.И. Зинченко. Следует также учесть, что последней по времени опубликования книгой из этого ряда была книга П.И. Зинченко, вышедшая 40 лет назад, в 1961 г. Наконец, книга Т.П. Зинченко вполне может компенсировать отсутствие полноценного университетского учебника по Общей психологии (естественно, только по разделу "Память").