Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Лучший проект в научной психологии»
Реферат проекта

«Психология обыденного сознания» (монография)


Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания: Монография. Москва: Смысл, 2001.

Монография посвящена обыденному сознанию личности: его диалогической природе и знаково-символическим механизмам функционирования. Автор сочетает общепсихологический и философско-культурологический аспекты анализа, использует данные оригинальных психологических экспериментов для реконструкции значимых аспектов картины мира субъекта.

Актуальность проекта определяется значимостью обыденного сознания в регуляции поведения человека и его отношения к миру и, одновременно, отсутствием операциональной модели обыденного сознания, определяющей его структурные и содержательные особенности.

Цель работы заключалась в изучении и описании структурных и содержательных особенностей обыденного сознания как элемента общей картины мира личности, что требовало решить следующие задачи: провести теоретический анализ особенностей обыденного сознания как уровня психического отражения, выделить доминирующую форму знакового опосредствования и определяемые ею особенности обыденного сознания; выделить функции обыденного сознания в их связи с особенностями доминирующей формы знакового опосредствования; выделить основные моменты связи процесса формирования личности с языком, знаковым опосредствованием; определить связь кризисных моментов развития с изменением формы знакового опосредство­вания знаний о себе, образа себя.

Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические разработки в области общей психологии и психологии сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, В.Ф. Василюк, В.В. Столин), принципы культурно– исторической теории Л.С. Выготского, идея «образа мира» А.Н. Леонтьева, психосемантический подход к исследованию и описанию сознания как системного, обладающего культурно – исторической природой образования (В.Ф. Петренко), теория автокоммуникации Ю. М. Лотмана, теории мифа как специфического уровня отражения реальности и мифологического сознания. В качестве основного метода использован метод семантического дифференциала.

Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в интеграции на проблематике обыденного сознания представлений о природе сознания, изложенных в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, культурно-исторической модели развития психики Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, семиотических и культурологических моделей диалога М.М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, психоаналитических моделей развития психики З. Фрейда. Ж. Лакана, и психосемантического подхода Дж. Келли, Ч. Осгуда, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева. В работе впервые выделены и описаны особенности обыденного сознания, определяемые природой символа как доминирующего средства знакового опосредствования. Показано своеобразие обыденного сознания в сопоставлении с другими уровнями отражения действительности, прежде всего в сопоставлении с мифологическим, определяемое различиями доминирующих форм знакового опосредствования. При том, что наличие мифологических элементов в обыденном созна­нии признается многими исследователями, в отечественной психологии практически не исследованы трансформации, происходящие с мифом на уровне обыденного сознания. Новизну исследования составляет анализ функций обыденного сознания, определяемых его семантическими особенностями. Практическая значимость заключается в возможности использовать результаты работы в решении конкретных прикладных задач в области изучения и прогнозирования социальных процессов, в области политики, рекламы, воспитания и психотерапии.

На основе теоретического анализа была построена модель обыденного сознания как уровня психического отражения. Экспериментальное подтверждение модели проводилось с использованием методов психосемантики. В результате были выделены взаимодополняющие образы «правильного» и «неправильного» мира, составляющие единый субъективный образ мира, обладающие различными функциями и имеющими различную степень представленности в языковой картине мира. Прослежено функционирование обыденного сознания в обеспечении субъектности как свойства личности и в определении представления о субъективных границах личной ответственности за собственные личностные качества.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что, функции обыденного сознания заключаются в расщеплении амбивалентности нижележащих уровней (бессознательного, мифа) и фиксации противоположностей, что обеспечивает терпимость к противоречиям; в осуществлении контакта между выше и ниже лежащим уровням отражения; в обеспечении условий формирования субъектности, обеспечение условий личностной автономии без потери связи с социумом. Включенное в общую картину мира личности обыденное сознание в силу своей символической, диалогической природы, наличия дополнительных образов «правильного» и «неправильного» мира создает условия для изменения форм репрезентации знаний о себе, осуществления авторской позиции по отношению к самому себе.

Содержание

Предисловие

Глава 1. Структура и функции обыденного сознания

1.1. Знаковое опосредствование как определяющий признак сознания
1.1.1. Общественное сознание
1.1.2. Бессознательное
1.1.2.1. Особенности «языка» бессознательного
1.1.2.2. Развитие представлений о феноменах бессознательного в психологии
1.1.2.3. Типы и формы проявления бессознательного
1.2. Структура знака и структура сознания: возможности внутренней динамики
1.2.1. Язык и сознание. Роль словесных знаков в формировании сознания
1.2.2. Усложнение структуры отражения
1.2.3. Структура знака — структура знакового опосредствования
1.2.4. Диалогическая природа символа
1.2.5. Структура индивидуального сознания
1.3. Диалогическая природа сознания: генезис и форма существования
1.3.1. Роль другого сознания в становлении самосознания
1.3.2. Интерсубъективная природа сознания. От внешнего диалога к внутреннему
1.3.3. Диалог как форма существования сознания
1.3.4. Внутренний диалогизм сознания
1.4. Диалог как универсальный механизм развития
1.4.1. Понятие семиосферы. Континуальные и дискретные коды
1.4.2. Проблема перевода мифа как принципиально непереводимого текста
1.4.3. Особенности мифологического и бессознательного уровней отражения
1.4.4. Результаты перевода. «Правильные» и «неправильные» тексты
1.5. Обыденное сознание как пространство диалога
1.5.1. Феномен обыденного сознания. Понимание обыденного сознания в психологии
1.5.1.1. Нерациональный, противоречивый характер обыденного сознания
1.5.1.2. Социальный характер обыденного сознания
1.5.1.3. Обыденное сознание и языковая картина мира
1.5.1.4. Обыденное сознание и мифы
1.5.2. Особенности обыденного сознания, определяемые природой символа как доминирующего средства репрезентации
1.5.3. Функции разных уровней сознания
1.5.3.1. Функции мифа и рационального уровня отражения
1.5.3.2. Функции обыденного сознания
Выводы

Глава 2. Семантическая структура образов «правильного» и «неправильного» мира
2.1. Этноцентризм как проявление архаического уровня сознания
2.2. Психосемантическое исследование этноцентризма
2.2.1. Структура семантического пространства
2.2.2. Расположение объектов в семантическом пространстве
2.3. Семантика восприятия отдельных видов успешности
Выводы

Глава 3. Психосемантические аспекты феномена субъектности
3.1. Проблема формирования субъекта через преодоление означенности
3.1.1. Связь формирования и развития личности с особенностями обыденного сознания. Постановка проблемы
3.1.2. Субъектность как свойство личности
3.1.3. Формирование личности в процессе овладения языком
3.1.3.1. Субъект как функция языка в концепции Ж.Лакана. Язык овладевает человеком
3.1.3.2. Овладение собой с помощью знака. Формирование субъектности через знаковое опосредствование в теории Л.С.Выготского
3.1.4. Проблемы идентичности. Мораторий как выход за пределы
3.1.5. Креативная функция границ. Субъект как продукт сопротивления границе
3.1.6. «Разрыв». Понимание субъектности в работах С.Л.Рубинштейна
3.1.7. Опасность и притягательность неадаптивности
3.2. Образы «правильного» и «неправильного» мира как составляющие единой ситуации развития
3.2.1. Роль изменения формы знакового опосредствования в процессе развития
3.2.2. Волшебная сказка (образ «правильного» мира)как форма знакового опосредствования
3.2.3. Жестокий романс (образ «неправильного» мира)как дополнительная к волшебной сказке форма. Образ Снегурочки
3.3. Интерпретации образа Снегурочки в обыденном сознании
3.4. Психосемантическое исследование восприятия персонажей пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»
Выводы
3.5. Категория врожденного и место субъекта в имплицитной теории личности

Заключение
Список литературы


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su