«Республиканский конкурс профессионального мастерства Республики Марий Эл “Психолог года – 2013”» (29.07 – 19.09.2013)
Проект впервые в Республике Марий Эл был организован сотрудниками АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» (г. Йошкар-Ола) в сентябре 2013 года. Целью проекта явилось содействие профессиональному росту и самореализации психологов, пропаганда опыта работы ведущих психологов Республики Марий Эл, формирование позитивного общественного мнения о деятельности практического психолога.
Конкурс предполагает стимулирование профессионального и личностного роста специалистов; выявление и распространение лучшего психолого-педагогического опыта; содействие внедрению новых психологических технологий в области образования, воспитания, здравоохранения, пенитенциарной системы; повышение престижа труда педагогов-психологов.
Этапы реализации проекта
1. Подготовка Положения о Республиканском конкурсе профессионального мастерства «Психолог года – 2013», где представлены условия участия и порядок проведения Конкурса, организационно-программный комитет, члены жюри, требования к оформлению авторских программ, адрес оргкомитета. Переговоры с Министерством образования и науки Республики Марий Эл, Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, образовательными учреждения республики, социально-психологическими центрами с целью включения представителей организаций в состав членов жюри конкурса (июнь);
2. Согласование с Министерством образования и науки Республики Марий Эл и Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Положения о конкурсе (июль);
3. Рассылка сопроводительных писем и Положения о конкурсе в учебные заведения, социальные учреждения республики (июль-август).
4. Отборочный заочный тур (сентябрь);
5. Заключительный очный тур (сентябрь);
6. Подведение итогов конкурса, торжественное награждение победителей и участников (сентябрь-октябрь).
7. Отправка документов на победителя Республиканского конкурса для участия во Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог» (октябрь).
Конкурс проводился в два этапа:
1. Отборочный заочный тур. Для этого на адрес оргкомитета участникам необходимо было направить необходимые документы для участия в отборочном туре (заявление, заполненная анкета участника, конкурсная документация в печатном и электронном виде: документы об образовании и профессиональной подготовке, резюме, авторская программа, реализуемая психологом с учетом специфики его деятельности.
2. Заключительный очный тур. В заключительном очном туре Конкурса принимают участие пять психологов, набравших наибольшее количество баллов по итогам отборочного тура.
Заключительный этап Конкурса состоял из четырех заданий:
Первый день заключительного этапа Конкурса:
1) Самопрезентация «Визитная карточка «Я - психолог» (длительность 5 минут).
2) Защита программы, предоставленной на отборочном этапе Конкурса (обязательно наличие презентации в формате Power Point) (регламент – 15 минут), с целью определения теоретической подготовки участников в области психологии, умения преломить теоретические знания через практическую деятельность.
Второй день заключительного этапа Конкурса:
3) «Профессиональная мастерская»: представление своей практической деятельности в форме группового занятия. Условие – время занятия ограничено 45 минутами. Занятие должно соответствовать следующим критериям:
- актуальность и практическая значимость проблемы занятия;
- соответствие цели содержанию занятия;
- эффективность используемых методов/техник, их соответствие форме и целям занятия;
- организация деятельности, эффективность руководства группой.
Третий день заключительного этапа Конкурса:
4) Кейсы для оценки практических навыков конкурсантов.
В Конкурсе приняли участие психологи, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Психология» или диплом о переподготовке. Стаж работы участника по специальности не менее трех лет. В оргкомитет конкурса поступила 21 заявка на участие от специалистов, работающих в детских садах, школах, исправительных колониях, интернатах, центрах реабилитации и службах психологической помощи.
Основным результатом послужило представление практических наработок регионального психологического сообщества, возможность поделиться опытом работы и получить для себя новые знания, которые пригодятся участникам в их профессиональной деятельности.
Участники отметили, что проведение Республиканского конкурса профессионального мастерства Республики Марий Эл «Психолог года - 2013» повышает значимость просветительской и профилактической работы, уровень осознания психолого-педагогического вклада в деятельность учреждений образования, здравоохранения, пенитенциарной системы. Конкурс стал для участников ступенью роста и ориентиром, создал предпосылки для повышения эффективности психолого-педагогической работы.
Итоги и проявленный интерес к конкурсу дают надежду на совершенствование и долгосрочное планирование проведения Республиканского конкурса профессионального мастерства «Психолог года» в Республике Марий Эл.