Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа проведения внеурочных занятий по развитию творческой активности младших школьников “Учусь мыслить творчески”» (учебно-методическое пособие)


В настоящее время развитие творческой активности у школьников крайне актуально. Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Экономика завтрашнего дня – это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий.

ФГОС НОО второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными знаниями, умениями, навыками. Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть личностные и метапредметные результаты. Важное место занимает формирование у школьников универсальных учебных действий – совокупности способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Выпускник начальной школы, согласно ФГОС НОО нового поколения, – «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир», у которого есть мотивация к творческому труду, освоению способов решения проблем творческого и поискового характера.

В настоящее время в педагогической практике, как показало ознакомление с опытом работы ряда учителей начальных классов, развитие творческой активности младших школьников имеет место, но носит эпизодический характер и чаще осуществляется педагогами интуитивно, без глубокого знания ими содержания и методики развития этого свойства личности.

Творческая активность – это высший уровень познавательной активности, который характеризуется стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий и проявляется в постоянном поиске новых задач, овладевании оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения. Это стремление к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.

Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость в поиске оптимальных условий развития творческой активности учащихся начальных классов. В связи с этим, была создана и успешно апробирована в личном опыте программа развития творческой активности младших школьников: «Учусь мыслить творчески».

Предлагаемая развивающая психолого-педагогическая программа представляет собой групповые занятия во внеурочное время (группы продленного дня) с учащимися 2 класса (8-9 лет). Данный контингент учащихся был выбран, так как именно младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития способности к творчеству, т. к. среди преимуществ этого возраста можно отметить интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенную впечатлительность, склонность к фантазированию.

Срок реализации – учебный год. Общая продолжительность занятий – 34 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

Целью программы являлось развитие творческой активности младших школьников во внеурочное время. Задачи программы:

  • развитие стремления личности ребенка к преодолению привычных норм и способов действий, оригинальности мышления;
  • развитие стремления к постоянному поиску новых задач, овладевании оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов, развитие способности анализировать и синтезировать идеи;
  • формирование готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения;
  • формирование стремления к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.

Основными методами работы являлись: имитационные и ролевые игры; психотехнические и психогимнастические упражнения; элементы групповой дискуссии; задания на самоанализ и рефлексию, самооценку и взаимооценку; беседа и объяснение; экспрессивные и релаксационные техники; арт-терапевтические методы.

Программа апробирована на базе МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары с 01.09.2011 по 30.05.13. В первый год программа была апробирована на двух 2-х классах (57 учащихся). Занятия вызвали интерес у учащихся. Диагностика творческого мышления на конец года показала (методика Туник) положительную динамику развития этого качества. Во второй год апробации занятия были немного изменены и дополнены. Занятия проходили во всей параллели 2-х классов (118 учащихся). Показатели диагностики также показали положительную динамику развития творческого мышления. Косвенным показателем эффективности данных занятий служит повышение успеваемости по раз­ным школьным дисциплинам, а также наблюдение за работой учащихся на уроках (повышение активности, работоспособности, внима­тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Количественное и качественное исследование результатов программы показало положительную динамику развития творческой активности учащихся у большинства испытуемых, что подтверждает эффективность занятий и достижение поставленных целей и задач.

Данный цикл занятий по развитию творческой активности младших школьников во внеурочное время явился основой диссертационного исследования по проблеме: «Педагогические условия развития творческой познавательной активности младших школьников», направленного на изучение механизмов, условий, средств и методов развития творческой познавательной активности учащихся. Исследование осуществлялось под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева В. П. Ковалева.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su