- Авилушкина Ангелина Александровна
секретарь, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии (Санкт-Петербург)
- Адамян Ника Альбертовна
Research Fellow, University of Aberdeen (Абердин - Санкт-Петербург)
- Алексапольский Алексей Андреевич
кандидат психологических наук, заместитель директора Центра повышения производительности, Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России (Москва)
- Аллахвердов Михаил Викторович
доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
- Антропова Мария Андреевна
(Санкт-Петербург)
- Волохонский* (внесен в реестр иноагентов на сайте Минюста РФ и в перечень террористов и экстремистов Владимир Львович
аналитик, JetBrains (Санкт-Петербург)
- Гатаулин Вячеслав Викторович
психолог, ООО Компания Психологов (Санкт-Петербург)
- Домков Вадим Дмитриевич
психолог-консультант, тренер, (Санкт-Петербург)
- Звонарева Ольга Викторовна
(Санкт-Петербург)
- Иванов Александр Сергеевич
эксперт, Образовательный проект "Ученый мир" (Санкт-Петербург)
- Костромина Светлана Николаевна
доктор психологических наук, председатель Санкт-Петербургского психологического общества, заместитель декана по учебно-методической работе, председатель учебно-методической комиссии факультета психологии, заведующий кафедрой психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
- Кулаженкова Инна Константиновна
(Санкт-Петербург)
- Летягина Екатерина Львовна
(Санкт-Петербург)
- Львова Ольга Владимировна
младший научный сотрудник Института когнитивных исследований, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
- Медников Степан Викторович
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
- Одайник Александр Семенович
руководитель отдела аналитики, Beresnev Games (Санкт-Петербург)
- Ратникова Ольга Владиславовна
(Санкт-Петербург)
- Самыкина Наталья Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета психологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самара)
- Селезнева Дарья Вячеславовна
(Санкт-Петербург)
- Ситников Юрий Анатольевич
ТехPoD, ведущий, Экипо aka Team Systems (Санкт-Петербург)
- Соколова Валерия Николаевна
(Москва)
- Тетерин Александр Владимирович
(Санкт-Петербург)
- Титов Антон Станиславович
руководитель, Future Fintech (Санкт-Петербург)
- Ульянова (Самылкина) Мария Вадимовна
(Санкт-Петербург)
- Филимоненко Татьяна Юрьевна
ведущий специалист отдела организации научных исследований по направлениям история, психология, философия и юриспруденция, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
- Челомова Надежда Алексеевна
библиотерапевт, (Санкт-Петербург, Мюнхен)
- Щербакова Ольга Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
Актуальность
В профессиональном сообществе одним из наиболее перспективных ресурсов традиционно считается молодежь. Однако в рамках только вузовского образования невозможно решить всех методических и дидактических задач.
В связи с этим одной из важнейших целей психологического сообщества является организация особого образовательного пространства, в котором молодые ученые становятся субъектами образовательного процесса, могут непосредственно влиять на получаемый результат, и соответственно, сами выступать гарантами этого результата.
Молодежные научно-практические школы являются таким профессиональным пространством, в котором молодые люди имеют возможность заявить о себе, своих идеях и результатах в научном сообществе, рекомендовать себя в нем как полноценных участников, получить обратную связь от коллег не только из своего вуза или города, но и от коллег из других городов и стран.
Социальная, научная и практическая значимость
В 2010 году в центре внимания ЗПШ была роль психолога и психологии в меняющемся мире. Обсуждались вопросы участия психолога в преобразовании общества, психологическом обеспечении личностного и профессионального развития Человека, возможности влияния психологического сообщества на социальные процессы и решение актуальных общественных задач.
Значение для развития психологии
ЗПШ – это проект, объединяющий представителей психологического сообщества, создающий условия для взаимодействия психологов друг с другом в течение Школы и вне ее. В рамках ЗПШ происходит обсуждение актуальных вопросов развития профессии и профессионального сообщества, формируется видение перспектив психологии как науки, как профессиональной деятельности, как практики и как культуры. Рабочая атмосфера ЗПШ, интенсивное межпоколенное и междисциплинарное общение участников способствует не только формированию видения образа будущего, но и готовности к его достижению и, следовательно, дальнейшему преобразованию действительности в контексте личностного и профессионального развития.
Цели
Цель ЗПШ: создание профессиональной сети молодых специалистов-психологов для научного и практического сотрудничества.
Задачи
- обсуждение актуальных проблем психологической теории и практики;
- знакомство с новыми разработками различных психологических школ,
- обсуждение перспектив психологического образования,
- приобретение и совершенствование профессионального опыта,
- обмен мнениями по актуальным социально значимым вопросам,
- формирование проектных групп для дальнейших научных и прикладных исследований.
Аудитория, на которую рассчитан проект
ЗПШ ориентирована на разнородный состав участников: представителей разных поколений и направлений психологии, разных школ, городов и взглядов.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Работа ЗПШ-2010 строилась по следующим направлениям:
1. Научная деятельность психолога, методологические основы психологии
2. Методы практической работы психолога: тренинг, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия
3. Общая психология, история психологии
4. Междисциплинарные связи психологии
5. Человек и общество (культура, политика, социальная и экономическая сферы)
6. Психология развития, психология образования
7. Клиническая и специальная психология, психофизиология
8. Человек и информационные технологии
Работа Школы состояла из 4-х блоков.
Блок 1 «Проблематизация» включал в себя проблемные лекции приглашенных специалистов и организационно-деловую игру «Open science», цель которой состояла в объединении участников Школы для совместного определения целей и задач участия в Школе.
Блок 2. «Сквозные проекты» – это краткосрочные образовательные программы продолжительностью 12-18 часов, направленные на повышение профессиональной компетентности в определенной проблемной области. По окончании сквозных проектов участникам выдавался Сертификат с указанием темы и количества часов.
В 2010 году были проведены следующие сквозные проекты:
1.Стратегии индивидуального и семейного психологического консультирования.
2.Эргономика жизненного пространства.
3.Профессия «организационный психолог»: методы, роли, компетенции.
4.Современные техники работы с детьми и подростками.
5.Технология проведения исследовательского интервью.
6.Методологические проблемы психологии.
7.Медиация – королева переговоров.
8.Жизнь как текст: психологическая анатомия очевидного.
Блок 3. «Практический блок. Супервизия»
Активное взаимодействие между участниками и преподавателями Школы реализуется в двух формах:
- участие студентов в мастер-классах и семинарах преподавателей и практикующих специалистов
- проведение собственного мероприятия (тренинг, семинар-практикум, презентация) и получение обратной связи от коллег и
эксперта-преподавателя.
Проекты участников рекомендовались к включению в программу Школы экспертным советом ЗПШ на основании оценки описаний проектов.
Блок 4 включал в себя две формы работы:
Индивидуальная форма: написание рефлексивного отчета, эссе, научного проекта по теме сквозного проекта (вид отчетности определялся куратором проекта).
Групповая форма: организационно-деловая игра. Основная задача – подведение итогов работы Школы по каждому сквозному проекту, ответы на вопросы «Что нового я узнал», «Что для меня осталось непонятного», «Какие вопросы я буду решать в дальнейшем» и т.д.
Общению и созданию благоприятной творческой атмосферы на Школе способствовали мероприятия, проводимые и в рамках ненаучной творческой программы работы ЗПШ.
Результаты, выводы
В 2010 году ЗПШ посетили 257 участников. Они представляли 50 вузов и организаций, 30 городов, 5 стран: Россия, Германия, Эстония, Украина, Беларусь. В работе Школы-2010 приняли участие 60 преподавателей и практикующих специалистов. На ЗПШ-2010 году участниками и преподавателями было проведено 98 проектов.