Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»
Реферат проекта

«X Юбилейная международная Зимняя Психологическая Школа молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета (ЗПШ СПбГУ)» (выездная научно-практическая школа)


Авторы:
Адамян Ника Альбертовна
Абердин - Санкт-Петербург
Челомова Надежда Алексеевна
Санкт-Петербург, Мюнхен

 Актуальность

В профессиональном сообществе одним из наиболее перспективных ресурсов традиционно считается молодежь. Однако в рамках только вузовского образования невозможно решить всех методических и дидактических задач.

В связи с этим одной из важнейших целей психологического сообщества является организация особого образовательного пространства, в котором молодые ученые становятся субъектами образовательного процесса, могут непосредственно влиять на получаемый результат, и соответственно, сами выступать гарантами этого результата.

Молодежные научно-практические школы являются таким профессиональным пространством, в котором молодые люди имеют возможность заявить о себе, своих идеях и результатах в научном сообществе, рекомендовать себя в нем как полноценных участников, получить обратную связь от коллег не только из своего вуза или города, но и от коллег из других городов и стран.

Социальная, научная и практическая значимость
В 2010 году в центре внимания ЗПШ была роль психолога и психологии в меняющемся мире. Обсуждались вопросы участия психолога в преобразовании общества, психологическом обеспечении личностного и профессионального развития Человека, возможности влияния психологического сообщества на социальные процессы и решение актуальных общественных задач.

Значение для развития психологии
ЗПШ – это проект, объединяющий представителей психологического сообщества, создающий условия для взаимодействия психологов друг с другом в течение Школы и вне ее. В рамках ЗПШ происходит обсуждение актуальных вопросов развития профессии и профессионального сообщества, формируется видение перспектив психологии как науки, как профессиональной деятельности, как практики и как культуры. Рабочая атмосфера ЗПШ, интенсивное межпоколенное и междисциплинарное общение участников способствует не только формированию видения образа будущего, но и готовности к его достижению и, следовательно, дальнейшему преобразованию действительности в контексте личностного и профессионального развития.

Цели
Цель ЗПШ: создание профессиональной сети молодых специалистов-психологов для научного и практического сотрудничества.

Задачи
- обсуждение актуальных проблем психологической теории и практики;
- знакомство с новыми разработками различных психологических школ, 
- обсуждение перспектив психологического образования, 
- приобретение и совершенствование профессионального опыта,
- обмен мнениями по актуальным социально значимым вопросам,
- формирование проектных групп для дальнейших научных и прикладных исследований.

Аудитория, на которую рассчитан проект
ЗПШ ориентирована на разнородный состав участников: представителей разных поколений и направлений психологии, разных школ, городов и взглядов.

Основное содержание работы (или ее этапы)
Работа ЗПШ-2010 строилась по следующим направлениям:
1. Научная деятельность психолога, методологические основы психологии 
2. Методы практической работы психолога: тренинг, психологическое консультирование,  психокоррекция и психотерапия
3. Общая психология, история психологии 
4. Междисциплинарные связи психологии       
5. Человек и общество (культура, политика, социальная и экономическая сферы)
6. Психология развития, психология образования
7. Клиническая и специальная психология, психофизиология
8. Человек и информационные технологии

Работа Школы состояла из 4-х блоков.
Блок 1 «Проблематизация»
 включал в себя проблемные лекции приглашенных специалистов и организационно-деловую игру «Open science», цель которой состояла в объединении участников Школы для совместного определения целей и задач участия в Школе.

Блок 2. «Сквозные проекты» – это краткосрочные образовательные программы продолжительностью 12-18 часов, направленные на повышение профессиональной компетентности в определенной проблемной области. По окончании сквозных проектов участникам выдавался Сертификат с указанием темы и количества часов.

В 2010 году были проведены следующие сквозные проекты:
1.Стратегии индивидуального и семейного психологического консультирования.
2.Эргономика жизненного пространства.
3.Профессия «организационный психолог»: методы, роли, компетенции.
4.Современные техники работы с детьми и подростками.
5.Технология проведения исследовательского интервью.
6.Методологические проблемы психологии.
7.Медиация – королева переговоров.
8.Жизнь как текст: психологическая анатомия очевидного.

Блок 3. «Практический блок. Супервизия»
Активное взаимодействие между участниками и преподавателями Школы реализуется в двух формах:
- участие студентов в мастер-классах и семинарах преподавателей и практикующих специалистов
- проведение собственного мероприятия (тренинг, семинар-практикум, презентация) и получение обратной связи от коллег и 
эксперта-преподавателя.
Проекты участников рекомендовались к включению в программу Школы экспертным советом ЗПШ на основании оценки описаний проектов.

Блок 4 включал в себя две формы работы: 
Индивидуальная форма: написание рефлексивного отчета, эссе, научного проекта по теме сквозного проекта (вид отчетности определялся куратором проекта).

Групповая форма: организационно-деловая игра. Основная задача – подведение итогов работы Школы по каждому сквозному проекту, ответы на вопросы «Что нового я узнал», «Что для меня осталось непонятного», «Какие вопросы я буду решать в дальнейшем» и т.д.

Общению и созданию благоприятной творческой атмосферы на Школе способствовали мероприятия, проводимые и в рамках ненаучной творческой программы работы ЗПШ.

Результаты, выводы
В 2010 году ЗПШ посетили 257 участников. Они представляли 50 вузов и организаций, 30 городов, 5 стран: Россия, Германия, Эстония, Украина, Беларусь. В работе Школы-2010 приняли участие 60 преподавателей и практикующих специалистов. На ЗПШ-2010 году участниками и преподавателями было проведено 98 проектов.


 Проект проводится ежегодно в течение 10 лет на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет».. Первая ЗПШ СПбГУ состоялась в 2001 году.   Руководитель проекта ЗПШ-2010, президент ЗПШ СПбГУ, старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ  Степан Викторович Медников.

 Авилушкина Ангелина Александровна – секретарьфакультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: возрастные кризисы.

 

Адамян Ника Альбертовна – студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: когнитивная психология, слепота по невниманию.

Основные публикации:

1) Кувалдина М.Б. Адамян Н.А. Последействие слепоты по невниманию при выполнении задачи сравнения //Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22 – 24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.– С. 352

2) Кувалдина М.Б. Адамян Н.А. Влияние нисходящего когнитивного контроля на степень подверженности слепоте по невниманию// Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: методическое самоопределение психолога апрель 2010 г. Минск

 

Алексапольский Алексей Андреевич – канд. психол. наук, бизнес-тренер  банка «Уралсиб»

Сфера научных интересов: Психология способностей, организационная психология (тренинг, оценка персонала).

 

Аллахвердов Михаил Викторович – аспирант факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: имплицитные теории, когнитивная психология, психология восприятия.

Основные публикации:

1) Аллахвердов М.В. Влияние изменения иррелевантных характеристик стимула на процесс научения // Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века», СПб, 2008, с. 4 – 6;

2) Аллахвердов М.В. Имплицитные теории как регулятор активности человека // Сборник статей по материалам лучших дипломных работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2009 года / Под. науч. ред.  Л.А. Цветковой, Ю.И. Филимоненко, СПб, 2009, с. 18 – 23;

3) Аллахвердов М.В. Имплицитные теории как регулятор активности человека // Четвертая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов: в 2-х т., Томск, 2010, Т.1, с. 130 – 131;

 

Антропова Мария Андреевна - аспирант факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: инженерная психология, эргономика, когнитивная психология, человеко-компьютерное взаимодействие.

 

Волохонский Владимир Львович- старший преподаватель факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: психосемантика, психология принятия решений, когнитивная психология, когнитивная социальная психология, когнитивная антропология, интернет-исследования.

Основные публикации:

  1. Волохонский В.Л., Кучукова Н.Ю. Психологическая защита в структуре семантического пространства // Психология XXI века: (Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века»)/ Под ред. А.А. Крылова. – СПб., Издательство С. -Петербургского университета, 2000. – С. 11–13
  2. Волохонский В.Л. Влияние пространственно-временных эффектов на результаты семантического дифференциала. // Сборник лучших работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2002 года. СПб.: Издательство С. -Петербургского университета, 2003. – С. 4-10.
  3. Волохонский В.Л. Принятие решения в задаче субъективного шкалирования // Психология XXI века: Тезисы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века»/ Под ред. В.Б. Чеснокова. – СПб., Издательство С. -Петербургского университета, 2004. С. 6-7.
  4. Волохонский В.Л. Эффект привязки в семантическом дифференциале // Актуальные проблемы теоретической и практической психологии (под ред. М.И. Коваленко). СПб.: ИВЭСЭП, 2005
  5. Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. /Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М, Соколова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006
  6. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. /Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М, Соколова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006
  7. Волохонский В.Л. Эффект привязки и семантический дифференциал // Экспериментальная психология сознания: когнитивная логика сознательного и бессознательного / под ред. В.М. Аллахвердова. Издательство СПбГУ, 2006
  8. Волохонский В.Л. Психологические механизмы левостороннего смещения оценок в семантическом дифференциале // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2007. Выпуск 2 (ч. II). С. 68-72.

 

Гатаулин Вячеслав Викторович – психологООО «Компания Психологов».

Сфера научных интересов: организационная психология, эргономика.

 

Домков Вадим Дмитриевич– студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: Клиническая психология, психосоматика, психоанализ, телесно-ориентированная терапия.

 

 

Звонарева Ольга Игоревна- студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: специальная психология, невербальная коммуникация, кросскультурная психология, психология умственной отсталости.

 

Иванов Александр Сергеевич– тренинг-менеджер Дженерали ППФ.

Сфера научных интересов: психология политики, тренинги.

 

Костромина Светлана Николаевна – доктор психол. наук, доцент факультета психологии СПбГУ, заместитель начальника учебного управления – советник проректора по направлениям история, психология и философия.

Сфера научных интересов: психодиагностика, психология образования, психология обучения в вузе, психологическая симптоматология, психологическая коррекция трудностей в обучении и воспитании учащихся 

Основные публикации:

  1. Костромина С. Н.Опыт конструирования задач для психодиагностической практики. Учебное пособие.СПб.: СПбГУ, 2004
  2. Костромина С. Н.Психология детства. Практикум. СПб.:ПраймЕврознак, 2003.
  3. Костромина С. Н.Как преодолеть трудности в обучении детей.М., 1997, 2000, 2005
  4. Костромина С. Н.Теоретико-методологические основы психодиагностической деятельности в педагогической практике. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
  5. Костромина С. Н.Психология диагностической деятельности в образовании. СПб., 2007.
  6. Костромина С. Н.Функциональная организация прикладной психодиагностики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 7 (28): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология ): Научный журнал. – СПб., 2007. – с.123 -132,
  7. Костромина С. Н.Психологический диагноз: классификация и типология // Вестник СПбГУ, Серия 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. Вып.2. Ч.I. Июнь. – СПб., 2007, с.203-219
  8. Костромина С. Н.Диагностика в образовании: проблема интеграции психологического и педагогического знания // Альманах современной науки и образования. № 5 (5): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: Научно-теоретический и прикладной журнал.- Тамбов, 2007, с. 114-118

 

 

Кулаженкова Инна Константиновна - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: мышление, развитие мыслительных процессов, образное мышление.

 

Летягина Екатерина Львовна - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: Психология искусства, конфликтология.

 

 

Львова Ольга Владимировна - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: разделение знаний, общая психология.

 

Медников Степан Викторович – старший преподавателькафедры общей психологиифакультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: психология спорта, оценка персонала, командообразование, активные методы обучения, психология спортивного болельщика.

Основные публикации:

1) Медников С.В. Выездная психологическая школа как способ обучения и подготовки психологов. // Проблема личности в современной науке: результаты и перспективы исследования. Тезисы докладов Четвертой Международной научной конференции молодых ученых 26-28 сентября 2001 г. Киев. КНУ, 2001. С.130-132

2) Медников С.В. Психология агрессивного поведения футбольных болельщиков. // Сборник работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2002 года. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. С. 47-52

3) Медников С.В., Никитин А.А., Шелкунов А. Проблемы организация выездных научных мероприятий. //Материалы XIIМеждународной конференции студентов, аспиратнов и молодых ученых «Ломоносов». Том 2 – М.: Изд-во МГУ, 2005 С. 257-258

4) Медников С.В. Психологические и социологические аспекты поведения футбольных болельщиков. // Наука и образование. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.№ 6 «Социология и образование». М.: ИИЦ МГУ ДТ, 2005. С.84-92

5) Медников С.В., Самыкина Н.Ю. Влияние субкультуры на процесс взросления подростка (на примере футбольного фанатизма) // Известие Самарского научного центра Российской академии наук, Специальный

выпуск: «Актуальные проблемы психологии» №3, Самара, 2006, С.253-259

 

 

Одайник Александр Семенович -студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: общая психология, сознание, эффект негативного выбора, последействия, субъективная уверенность, психология памяти, психология искусства, интегральная психология, нейронауки, когнитивные науки.

Основные публикации
1. Одайник А.С. Исследование субъективной уверенности в задаче на узнавание. // Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученных «Психология ХХI века» / под редакцией О.Ю. Щелковой. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2010, С. 410-412. (РФФИ № 08-06-00199-а)

2. Одайник А.С. Исследование последействия негативного выбора в задаче в узнавания // Материалы конференции «Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: методологическое самоопределение психолога» Минск. 2010.(в печати) (РФФИ № 08-06-00199-а)

3. Одайник А.С. Исследование феномена последействия негативного выбора и субъективной уверенности в задаче узнавания ранее запечатленных стимулов. // Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психея-Форум 2010»:ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. САМАРА. 2010. (в печати)
 

Ратникова Ольга Владиславовна - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: социальная психология, малые группы, детская психология.

 

Самыкина Наталья Юрьевна – канд.  психол. наук, доцент кафедры социальной психологии  факультета психологии Самарского государственного университета.

Сфера научных интересов: психология взросления, конфликтология, социальная психология

Основные публикации:

1) Самыкина Н.Ю. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Монография. Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000.

2) Самыкина Н.Ю., Милешкина Н.Ю. Деятельность психолога в современной России в контексте психологической культуры общества. Статья. "Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук". Специальный выпуск "Актуальные проблемы психологии", №4. Самара, 2006.

3) Самыкина Н.Ю. "Введение в профессию". Учебное пособие для студентов психологического факультета. Изд-во "Самарский университет", Самара, 2009.

4) Самыкина Н.Ю., Медников С.В. "Психологические школы как формы организации внеучебной деятельности студентов"//Реализация инноваций в высшем профессиональном образовании: материалы и доклады международной научно-методической конференции (Самара, 19 февраля 2010). - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2010 С. 30-32.

 

Селезнева Дарья Вячеславовна - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: кросс-культурная психология, межэтническая толерантность.

 

Ситников Юрий Анатольевич – аспирант факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: Социальная психология, социально-психологический аспект юмора и остроумия, психологическое влияние, психология толпы.

 

Соколова Валерия Николаевна – магистрант факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: социальная психология, межличностное общение, коммуникативная компетенция, групповые процессы и работа, командообразование, эмпатия.

 

Тетерин Александр Владимирович - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: Психология различных групп, коммуникации, психоанализ.

 

Титов Антон Станиславович - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: тренинги, социальная психология.

 

Ульянова Мария Вадимовна - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: психология спорта, психология судейства

Основные публикации
1) Ульянова М.В. Взаимосвязь эмоционального выгорания и особенностей темперамента у судей в большом теннисе // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22 – 24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург/Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. с. с. 435-437

2) Ульянова М.В., Медников С.В. Профессионально важные качества судьи в большом теннисе. // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 1 / Отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010 С.281-283

 

Филимоненко Татьяна Юрьевна – инженер  лаборатории  политической психологии факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: Политическая психология, психология лидерства, психологический возраст.

Основные публикации:

1) Филимоненко Т.Ю. Феномен психологического возраст. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3, часть 1, СПб., 1997. С. 153-160.

2) Васильев В.К., Филимоненко Т.Ю. Механизмы психологической самозащиты в политическом поведении населения и политических лидеров. Теоретические и прикладные вопросы психологии, выпуск 1, часть 2, СПб., 1995. С. 31-40.

 

 

Челомова Надежда Алексеевна - студент факультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: социальная психология, креативность.

 

 

Щербакова Ольга Владимировна – канд. психол. наук, старший преподавательфакультета психологии СПбГУ.

Сфера научных интересов: феномен понимания, эмоциональный интеллект, когнитивная структура текста, метакогнитивная регуляция.

Основные публикации:

  1. Щербакова О. В. К вопросу о психологическом содержании понятия «научное мышление» // Вторая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Санкт-Петербург, 9 – 13 июня 2006 г – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. Т. 2. С. 486 – 487.
  2. Щербакова О. В. Влияние объективной информации и субъективных проекций на понимание сюжетных изображений // Сборник статей по материалам лучших дипломных работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2006 года / Под науч. ред. Л. А. Цветковой, В. Б. Чеснокова. – СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2007. С. 158 – 164.
  3. Морозов А.В., Берцева М.В., Науменко О.В., Щербакова О. В. Психологический анализ деятельности для оценки потребности в программном обеспечении кафедры прикладной этики // Материалы IV всероссийского съезда РПО 18 – 21 сентября 2007 г. Т. 2., с. 345.
  4. Щербакова О. В. Образные репрезентации как детерминанта понимания комических текстов // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / Отв. ред. М. А. Холодная и М. В. Осорина. – СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2008. С. 198 – 200.
  5. Щербакова О. В. Влияние субъективных проекций на понимание анекдотов детьми и взрослыми // Психология – наука будущего: Мат-лы II междунар. конференции молодых ученых, 30 – 31 октября 2008 г., Москва. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 509 – 511.
  6. Щербакова О. В. Феномен понимания как интрапсихический межъязыковой обратимый перевод (на примере комических текстов) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Вып. 4. 2008. С. 215 – 225.
  7. Щербакова О. В., Осорина М. В. Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д. Векслера) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Вып.1. 2009. С. 108 – 115.
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su