«Жизнь – главная ценность» (программа психологической помощи подросткам в кризисной ситуации)
Проблема предупреждения суицидов несовершеннолетних в республике Коми достаточно актуальна. Среди подростков не уменьшается количество суицидальных проявлений, о чём свидетельствует статистика. Практическая значимость работы заключается в профилактике суицидов среди старшеклассников школы, так как для них сложные жизненные ситуации являются наиболее опасными, и им требуется помощь, чтобы преодолеет возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причины других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. В этих случаях необходима психолого-педагогическая помощь, так как может появиться риск суицидального исхода ситуации из депрессивного состояния. Научная ценность данной программы заключается в том, что она позволяет школьному педагогу-психологу в условиях общеобразовательного учреждения использовать такие методики, которые позволяют выявить «группу риска» среди старшеклассников с депрессивным состоянием. Таких материалов в настоящее время очень мало, а те что есть или устарели, или неэффективны. Программа даёт возможность провести профилактическую психотерапевтическую работу, позволяющую своевременно оказать помощь детям – обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе с тем, чтобы воспрепятствовать обострению жизненных кризисов и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты.
Содержание программы включает в себя : цель- оказание психолого-педагогической поддержки учащимся с депрессивным состоянием, восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру; задачи: восстановление ощущения ценности собственной личности; реадаптация – переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматических событий; проработка и преодоление симптомов посттравматического стресса; осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений; развитие и совершенствование навыков саморегуляции; поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки; формирование проекции на будущее.
Основные направления деятельности – диагностико-аналитическая, консультативная, развивающая, просветительская, профилактическая. Этапы реализации программы: диагностико- аналитический, консультативный (октябрь 2010г); развивающая, просветительская, профилактическая работа (октябрь 2010г-март 2011г); мониторинг (март 2011г). Форма проведения занятий – социально-психологический тренинг. Структура каждого занятия включала в себя 3 основных этапа – разминку, основную и заключительную часть. Методическое обеспечение программы включало в себя техники позитивной терапии, тренинговые упражнения, психологические игры, тесты, техники работы с фобиями, психодраму, дискуссии, терапевтические методики. Цикл всех занятий состоит из 17 тренингов продолжительностью от 1 до 1,5 часа. Занятия проводились в каникулярное время блоками.
На первых занятиях по темам «Встреча», «Интересный человек!», «Дружба – что это?» подростки обучались групповому взаимодействию, вербальным и невербальным средствам общения с другими, умению эффективно сотрудничать с окружающими, видеть в людях их разные стороны, осознанию своей индивидуальности и индивидуальности других людей. Важно было создать единое психологическое пространство и систему обратной связи.
Далее, на занятиях по темам «Пойми меня», «Зеркало», «Уверенный человек», «Как преодолеть конфликт», «Страхи прочь», «Я всё смогу», «Я и другие люди» важно было создать условия для осознания подростками своих проблем в отношениях с окружающими, обучить способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство потерянности, неуверенности, актуализировать опыт переживания конфликта и научить умению разрешения конфликтных ситуаций. Была проведена проработка травматических переживаний, для осознания ребятами своих ресурсов в решении проблем, осознании необходимости психологической поддержки для себя и для других людей в трудной ситуации, обучение способам такой поддержки.
Тематические занятия «Что я чувствую», «Кто меня любит и ценит», «Желания и чувства» были посвящены развитию у подростков способности оценивать собственное состояние, умению управлять собой, справляться с трудными ситуациями.
Итоговые занятия «Виват – победа!», «Комплименты» были посвящены повышению самооценки детей, умению замечать изменения в собственной личности.
На конец учебного года показатели по тесту В. Цунга свидетельствовали об эффективности проведённой работы. Так, произошло снижение депрессивного состояния у подростков с 2,9% до 0,3%. Это подтвердилось и с помощью теста М. Люшера.
Диагностика с использованием цветового теста Д. Лутошкина показала изменение настроения подростков от негативного к позитивному, что свидетельствует о тенденции к улучшению эмоционального состояния обучающихся и эффективности работы по программе «Осторожно – жизнь!».
Результаты диагностики по методике Г. Казанцевой по изучению самооценки обучающихся показали тенденцию увеличения показателей по высокой и средней самооценки и снижению до низкой.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности работы по программе психологической помощи подросткам в кризисной ситуации «Жизнь – главная ценность!».