«Дом без одиночества» (социальное проектирование)
Социальное проектирование – особый вид деятельности, направленный на решение проблем, возникающих в жизни человека и связанных с отношениями с другими людьми. Навыки проектирования сегодня необходимы всем и в первую очередь тем, кто хочет научиться эффективно решать проблемы: и свои, и общественные.
Исследования, проведённые руководителем клуба показали, что уровень проектной культуры среди молодых людей очень низок. А между тем – это один из самых эффективных методик управления процессами, реализации идей, решения общественных проблем. Вместе с тем, невозможно научить создавать проекты на семинарах или тренингах, поэтому составными частями представленной образовательной программы является участие в конкурсах социальных проектов, их реализация и защита. Цель в проектной деятельности учеников в рамках представленной программы является формирование ключевых компетенций: психологической, диагностической, персептивной, управленческой, лингвистической, коммуникативной, компетенции критического мышления, гражданской, информационной, толерантность, как освоенных учащимися способов проектной деятельности. Программа клуба «Социальное проектирование» МБОУ «СОШ №6 г. Усинска Республики Коми (рук. С.В. Воробьева) и проекты, рождающиеся в его недрах, имеют социально-педагогическую направленность.
Последний проект, реализованный клубом, называется «Дом без одиночества».
При реализации проекта учитывалось, что о все времена пожилые люди ассоциировалась с мудростью, большим профессиональным и жизненным опытом. Важно помнить простую истину: старость придет к каждому из нас, и чтобы она была счастливой и беззаботной, нужно с раннего возраста воспитывать у детей уважение к старшему поколению.
Участники проекта понимали, что самое главное для пожилых людей – это общение. Особенно для тех, кто остался без родственников и проживает в доме-интернате. Они хотят, чтобы их слушали, оказывали хотя бы небольшое внимание, проявляли гуманное отношение, которое заключается не в снисхождении, а в уважении и восхищении.
Для таких людей и был задуман проект «Дом без одиночества», чтобы дать возможность пожилым людям Республиканского дома-интерната в городе Усинске Республики Коми победить чувство одиночества, изолированности от жизни общества, расширить возможности их общения с учащимися школы. Это было целью проекта. Ценность данного проекта была и в том, что к его реализации вместе с волонтёрами школы были привлечены трудные подростки, которые смогли проявить свои лучшие качества, общаясь с пожилыми людьми и инвалидами дома-интерната.
Основные задачи проекта – привлечь внимание общественности к проблемам престарелых людей и инвалидов дома-интерната, внести праздник в их однообразные будни, дать почувствовать пожилым людям, что они не одиноки, нужны и интересны окружающим. Кроме этого, важно было скорректировать девиантное поведение привлечённых к проекту подростков.
Реализация проекта проходила в 3 этапа. На первом этапе участники проекта встретились с руководителем центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска Республики Коми Прокоповой В.С. Она познакомила их с работой центра, учреждений социальной защиты города, в том числе и дома-интерната.
При первом посещении дома-интерната для престарелых и инвалидов участники проекта встретились с его директором – Брага Ж. В. От неё узнали, что здесь живут 49 человек, из них 37 человек, т.е. 76% являются инвалидами.
На этапе реализации проекта, в Международный День пожилого человека участники проекта организовали праздничный концерт, познакомились поближе с пожилыми людьми, угостили домашней выпечкой, которую сделали вместе с родителями.
Ученики придумали интересную акцию «День рождения – главный праздник». К каждому дню рождения они готовили небольшой мини-концерт, приходили в комнату, где проживал именинник, поздравляли его стихами и песнями, дарили подарки, которые делали сами или с помощью родителей.
В Международный День слепых участники проекта провели в школе акцию «Белая трость», предложив старшеклассникам почувствовать, каково жить, не видя окружающее, проникнуться внутренним миром слепых людей и понять, что они нуждаются в помощи окружающих людей.
Интересно прошла предпраздничная акция «Поздравление Деда Мороза». Ученики принесли и вручили новогодние открытки, которые нарисовали и подписали учащиеся младший классов школы специально для бабушек и дедушек интерната. Ребята читали стихи, пели песни и поздравили каждого жителя дома-интерната.
21 января в «Международный день объятий» они пришли в дом-интернат, рассказали о том, как возник этот замечательный праздник и, конечно же, всё закончилось объятиями.
Волонтёры узнали, что в доме-интернате нет библиотеки, и решили провести акцию «Библиотека». Они побывали в классах школы, рассказали о необходимости создания библиотеки для пожилых людей. Из разных классов ребята принесли много интересных книг, которые они передали в дом-интернат.
На 23 февраля и 8 марта в ученики поздравили жителей дома-интерната с этими праздниками, читали стихи, подарили деланные своими руками тюльпаны и открытки. На праздник «Масленицы» угостили блинами жителей дома-интерната, спели песни об этом празднике. Подготовили и провели программу «К вам приехал цирк», где выступили сами в разных ролях.
Познакомившись с жителями дома-интерната, ученики нашли там людей с интересной биографией, которые внесли большой вклад в развитие Республики Коми. Изучив их жизненный путь, фотоматериалы, послушав рассказы, ребята смогли выступить на школьной научно-практической конференции, где представили свой исследовательский материал.
Анализируя результативность проекта, волонтёры и его участники отметили, что проведение разных акций научило их умению убеждать, призывать окружающих к соучастию в добрых делах, проявлять внимание, понимание в отношении пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья. Они научились работать мобильными группами, проявлять инициативу при проведении акций, взаимодействовать государственными учреждениями, работать со средствами массовой информации, внося свой реальный вклад в решение актуальных задач по работе с пожилыми людьми. В ходе реализации проекта трудные подростки смогли проявить свои лучшие качества, реализовать таланты, проявить социальную инициативу, организаторские и творческие способности, лидерские качества. Они смогли внести в жизнь пожилых людей и инвалидов дома-интерната праздник, тем самым, выполнив поставленные задачи.
В заключение можно отметить, что ученики школы до сих пор общаются с жителями дома-интерната и это общение будет продолжаться.