«Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в учреждениях интернатного типа» (печатное издание)
Актуальность проекта
Подготовка к профессиональному самоопределению детей-сирот приобретает особую значимость в системе современного образования, так как именно подростки интернатных учреждений в силу специфических возрастных и социальных особенностей оказываются неконкурентноспособными на современном рынке труда. Покидая интернатное учреждение, подросток-сирота остается один на один со своей проблемой, и зачастую, не знает, как ему строить свою профессиональную карьеру, не владеет способами профессионального проектирования, не умеет разрешать возникающие трудности на пути профессионального становления и как следствие, вступает на криминогенный путь, ведущий к десоциализации в обществе. Для подростка сироты, вступающего в мир профессий, очень важно сделать правильный выбор, так как именно адекватность выбора и готовность к освоению профессии влияют на все стороны и общее качество его жизни.
Исследования процесса профессионального становления личности, переход на компетентностную парадигму позволяет переосмыслить роль образования в подготовке детей-сирот к профессиональному самоопределению. Процесс психологического сопровождения, в связи с этим, приобретая особую актуальность, позволяет психологу использовать современные методические и теоретические разработки и технологии, инновационные формы, средства, методы и приемы работы, для концентрации усилий в формировании профессиональных мотивов детей-сирот, их активной субъектной позиции, в помощи осознания подростком своей профессиональной перспективы, способностей, возможностей и оптимального сочетания содержательных (интерес к профессии, потребность в самореализации) и адаптивных (престиж профессии, зарплата и т.д.) критериев будущей профессиональной деятельности.
Научная и практическая значимость: уточнено понятие «ключевые образовательные компетенции», выделены ключевые образовательные компетенции, необходимые обучающимся для принятия верного решения о выборе профессии (информационные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования); с учетом психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработана программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в учреждениях интернатного типа; обоснованы критерии сформированности ключевых образовательных компетенций у подростков интернатных учреждений в условиях подготовки к профессиональному самоопределению; предпрофильная подготовка рассмотрена как действенное интегративное психолого-педагогическое средство, способствующее формированию у детей-сирот психологической готовности к самостоятельной жизни в обществе; выявлены стратегии профессионального самоопределения детей-сирот, позволяющие соотнести «Я»-идеальное и «Я»-реальное в конкретных профессиональных отношениях (инициативно-ответственная, индивидуально-зависимая, приспособительно-потребительская).
Основное содержание работы
Глава 1. Проблема профессионального самоопределения подростков в системе психологического знания
1.1. Компетентностный подход в подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональному самоопределению
1.2. Предпрофильная подготовка как средство профессионального самоопределения подростков интернатных учреждений
Глава 2. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот в школах-интернатах
2.1 Программа психологического сопровождения профессионального самоопределения подростков в учреждениях интернатного типа
2.2 Тренинговый курс по профессиональному самоопределению «Дорога в жизнь или Путешествие в будущее» для воспитанников интернатных учреждений подросткового возраста (8-9 класс)
Глава 3. Экспериментальное исследование процесса профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки
3.1. Исследование возможностей предпрофильной подготовки в формировании готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению
3.2. Индивидуально-стилевые стратегии профессионального самоопределения подростков интернатных учреждений
Результаты, выводы
1.Ключевые образовательные компетенции в условиях подготовки школьников (в том числе и воспитанников учреждений интернатного типа) к профессиональному самоопределению включают в себя совокупность профессионально-ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, отражающихся в уровне сформированности профессиональной Я-концепции личности, опыте активной социальной деятельности школьника по отношению к выбору будущей профессиональной сферы, а также готовность обучающихся строить и реализовывать перспективные планы своего творческого профессионального развития и саморазвития.
2.Программа психологического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях предпрофильной подготовки включает в себя организационную, диагностическую, консультативную и проективную стороны, реализующиеся на практике через инновационные психолого-педагогические формы и методы работы, позволяющие формировать у детей-сирот ключевые образовательные компетенции.
3.Основными критериями сформированности ключевых образовательных компетенций у подростков интернатных учреждений информационные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социально-трудовые, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
4.Предпрофильная подготовка является эффективным психолого-педагогическим средством инновационной образовательной среды в обеспечении процесса профессионального самоопределения учащихся школ-интернатов, оказывающим воздействие на формирование у подростков инициативно-ответственной стратегии профессионального самоопределения.