«Формирование навыков рефлексии у первоклассников в период адаптации на основе личностно-ориентированного подхода» (образовательная программа)
Решение проблемы, затронутой темой, представляется особенно значимым так как является частью проблемы организации развивающего обучения ребёнка младшего школьного возраста. В учебной деятельности происходит развитие теоретического мышления и его компонентов анализа, рефлексии и планирования. Конечной целью формирования рефлексии младшего школьника является его становление как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность, когда он оказывается в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности, когда он может планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. В процессе такого обучения школьник должен достичь определённого достаточного высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Актуальность проекта заключается в том, что важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру. Знания имеют свойство устаревать, а умения притупляться, если они не находятся в постоянном применении. Другое дело, если ученик овладевает умением пользоваться знаниями в разнообразной самостоятельной деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях, учится добывать знания разными способами и из разных источников, учится осознавать свое незнание и определяет свои возможности по устранению этого незнания. Такой ученик способен хорошо ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться в нем. Это и есть результат развития в процессе обучения.
Ведущая психолого-педагогическая идея проекта состоит в том, что с помощью современных методов и приёмов на основе комплексного подхода к профилактике дезадаптации первоклассника к школьной жизни будут сформированы элементарные знания об особенностях своего организма, приобретены умения психокоррекции.
Опыт по данной теме имеет большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса:
- выделены критерии школьной адаптации первоклассника на основе комплексного подхода к анализу феномена адаптации;
- выявлены особенности школьной адаптации младших школьников в зависимости от уровня развития теоретического мышления;
- выявлены типы школьной адаптации в зависимости от уровня развития творческого мышления; когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов адаптации и копинг-стратегий младших школьников.
Диапазон проекта включает в себя новое осмыслении генезиса рефлексивных действий. Проблема развития рефлексии рассмотрена в аспекте последовательного становления в условиях учебной деятельности таких качеств, которые делают ее личностно-направленным действием самопознания. Эти изменения в рефлексии констатируются как новообразование младшего школьного возраста. Выявлены «пункты» перехода от когнитивно направленной к личностно направленной рефлексии. Выявлены основные тенденции развития рефлексии младших школьников (смена предмета и средств самопознания, тесная связь рефлексии с личностно мотивированными проявлениями самостоятельности в учебной работе).
Сущность проекта заключается в создании психолого-педагогических условий, направленных на устранение психофизиологических причин, определяющих неуспех ребенка в условиях школьного учреждения, что позволит повысить стрессоустойчивость и обеспечить гармоничное развитие личности.
Новизна проекта состоит в использовании нейропсихологического подхода, направленного на развитие психических процессов; применение кинезиологических упражнений, развивающие межполушарное взаимодействие; повышение психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах психофизиологического развития детей. Опыт носит репродуктивный характер с элементами творчества.
Цель данной программы: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения при решении различных трудностей, связанных с психологической неготовностью к школе.
Программа состоит из четырёх блоков, каждый из которых направлен на решение конкретных задач:
Блок 1. «Развитие личности в межличностном пространстве», направлен на освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения.
Блок 2. «Повышение самоценности первоклассника», направлен на устранение страха, неловкости, негативизма во время общения с членами ученического коллектива, развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.
Блок 3. «Развитие гибкости эмоций, когнитивных умений и способностей», направлен на преодоление барьеров контакта и устранение «помех» в установлении эмоциональных контактов, повышение стрессоустойчивости, улучшение памяти и внимания, улучшение мыслительной деятельности.
Блок 4. «Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистое тело)», направлен на развитие мелкой моторики, синхронизации работы полушарий, облегчение процесса чтения и письма.
Целенаправленная работа над темой позволила достичь следующих результатов:
В эмоционально-волевой сфере дети научились: определять и сравнивать эмоциональные ощущения, различать их характер.
В двигательной активности первоклассники овладели следующими умениями:различать и сравнивать мышечные ощущения; частично снимать мышечные зажимы; произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в двигательном напряжении.
В сфере общения приобрели следующие умения: эмоциональной саморегуляции;
сопереживание, т.е. принятие позиции партнёра по общению и проживание его эмоционального состояния;навыки взаимодействия и сотрудничества.
В направлении развития теоретического мышления: определять конкретную цель своих поступков; выбирать из нескольких вариантов один конструктивный способ поведения; предполагать конечный результат своих целей и поступков;
планировать свою поисковую деятельность; рефлексировать свои способы решения задач.
Дурнева Оксана Васильевна - психолог муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2»