Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Формирование навыков рефлексии у первоклассников в период адаптации на основе личностно-ориентированного подхода» (образовательная программа)


Автор:

 Решение проблемы, затронутой темой, представляется особенно значимым так как является частью проблемы организации развивающего обучения ребёнка младшего школьного возраста. В учебной деятельности происходит развитие теоретического мышления и его компонентов анализа, рефлексии и планирования. Конечной целью формирования рефлексии младшего школьника является  его становление как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность, когда он оказывается в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности, когда он может планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. В процессе такого обучения школьник должен достичь определённого достаточного высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Актуальность проекта заключается в том, что важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру. Знания имеют свойство устаревать, а умения притупляться, если они не находятся в постоянном применении. Другое дело, если ученик овладевает умением пользоваться знаниями в разнообразной самостоятельной деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях, учится добывать знания разными способами и из разных источников, учится осознавать свое незнание и определяет свои возможности по устранению этого незнания. Такой ученик способен хорошо ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться в нем. Это и есть результат развития в процессе обучения.

Ведущая психолого-педагогическая идея проекта состоит в том,  что с помощью современных методов и приёмов на основе комплексного подхода к профилактике дезадаптации первоклассника к  школьной жизни будут сформированы элементарные знания об особенностях своего организма, приобретены умения психокоррекции.
 
Опыт по данной теме имеет большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса:
- выделены критерии школьной адаптации  первоклассника на основе комплексного подхода к анализу феномена адаптации;
- выявлены особенности школьной адаптации младших школьников в зависимости от уровня развития теоретического мышления;
- выявлены типы школьной адаптации в зависимости от уровня развития творческого мышления; когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов адаптации и копинг-стратегий младших школьников.
Диапазон проекта включает в себя новое осмыслении генезиса рефлексивных действий. Проблема развития рефлексии рассмотрена в аспекте последовательного становления в условиях учебной деятельности таких  качеств, которые делают ее личностно-направленным действием самопознания. Эти изменения в рефлексии констатируются как новообразование младшего школьного возраста. Выявлены «пункты» перехода от когнитивно направленной к личностно направленной рефлексии. Выявлены основные тенденции развития рефлексии младших школьников (смена предмета и средств самопознания, тесная связь рефлексии с личностно мотивированными проявлениями самостоятельности в учебной работе).

Сущность проекта заключается  в создании психолого-педагогических условий,  направленных на устранение психофизиологических причин, определяющих неуспех ребенка в условиях школьного учреждения, что  позволит повысить стрессоустойчивость и обеспечить гармоничное развитие личности.

Новизна проекта состоит  в использовании нейропсихологического подхода, направленного на развитие  психических процессов; применение кинезиологических упражнений, развивающие межполушарное взаимодействие; повышение психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах психофизиологического развития детей. Опыт носит репродуктивный характер с элементами творчества.

Цель данной программы: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения при решении различных трудностей, связанных с психологической неготовностью к школе.

Программа состоит из четырёх блоков, каждый из которых направлен на решение конкретных задач:
Блок 1. «Развитие  личности в межличностном пространстве», направлен на  освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. 
Блок 2. «Повышение самоценности первоклассника», направлен на  устранение страха, неловкости, негативизма во время общения с членами ученического коллектива, развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.
 Блок 3. «Развитие гибкости эмоций, когнитивных умений и способностей», направлен на  преодоление барьеров контакта и устранение «помех» в установлении эмоциональных контактов, повышение стрессоустойчивости, улучшение памяти и внимания, улучшение мыслительной деятельности.
Блок  4.  «Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистое тело)», направлен  на развитие мелкой моторики, синхронизации работы полушарий, облегчение процесса чтения и письма.  

Целенаправленная работа над темой позволила достичь следующих результатов:
В эмоционально-волевой сфере дети научились: определять и сравнивать эмоциональные ощущения, различать их характер.
В двигательной активности первоклассники овладели следующими умениями:различать и сравнивать мышечные ощущения; частично снимать мышечные зажимы; произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в двигательном напряжении.

В сфере общения приобрели следующие умения: эмоциональной саморегуляции;
сопереживание, т.е. принятие позиции партнёра по общению и проживание его эмоционального состояния;навыки взаимодействия и сотрудничества.

В направлении развития теоретического мышления: определять конкретную цель своих поступков; выбирать из нескольких вариантов один конструктивный способ поведения; предполагать конечный результат своих целей и поступков;
планировать свою поисковую деятельность; рефлексировать свои способы решения задач.


 Дурнева Оксана Васильевна - психолог муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2»

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su