«Развитие самосознания осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления» (психокоррекционная программа)
Одной из тенденций современной уголовной политики является депенализация деяний, не представляющих большой общественной опасности, и усиление ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а значит – и увеличения сроков отбывания наказания в исправительных учреждениях. Однако, большинство психологических исследований говорит о негативном влиянии на личность длительных сроков социальной изоляции, поэтому встает вопрос о возможностях ресоциализации таких осужденных после освобождения и необходимости создания эффективных психокоррекционных программ для работы с ними.
Проведенное нами в 2009г. исследование показало, что личностные особенности осужденных, совершивших тяжкие преступления насильственного характера, фактически идентичны, независимо от отбытого ими срока наказания.
Для них характерно (результаты MMPI:
• пренебрежение общественными нормами, моральными и этическими ценностями;
• неумение планировать свои поступки;
• пренебрежение последствиями своих действий;
• отчужденность как результат неблагоприятной социализации, усугубляющаяся социальной изоляцией;
• неспособность к саморефлексии.
Представители структурного подхода считают, что лица с таким личностным профилем плохо поддаются психокоррекционному воздействию. Поэтому при разработке психокоррекционной программы мы использовали подход, предлагаемый В.С.Мухиной. В нем человек выступает как личность, способная выйти за рамки любых ограничений, осознавая и обретая в себе потребность в развитии. По ее мнению, процесс развития человеческой личности бесконечен и происходит через развитие самосознания.
Разработанная программа направлена на реконструкцию структурных звеньев самосознания личности (концепция В.С.Мухиной):
• Имя;
• Притязание на признание;
• Половая идентификация;
• Психологическое время личности;
• Психологическое пространство личности (или внутренняя позиция).
Программа реализована в групповых и индивидуальных формах личностно-ориентированной психотерапии. Основным инструментом работы в которой являются отношения «психолог-клиент» и закономерности межличностного взаимодействия в группе, основанные на взаимном уважении, доверии, эмпатии. Большое внимание уделяется рассказам участников группы о своих переживаниях и проблемах, для актуализации которых используются методы и техники разных направлений: арт-терапии, фильмотерапии, позитивного подхода Н. Пезешкиана, системно-аналитического подхода, ведение дневника (как отдельный метод, способствующий развитию рефлексии и самоанализа).
Программа состоит из 7 блоков (45 групповых занятий):
1 - работа, направленная на изучение и принятие собственного имени («Три варианта моего имении», «История моего имени», «Имя и характер»), самопознание и гармонизацию «внутреннего пространства» личности («Мандала», визуализации «Безопасное место» и «Дом моей души»).
2 – фильмотерапия как инструмент работы с представлениями, ценностями, установками (психологическое пространство личности) через художественный образ («АнгелА» «Остров» «Царь», «Граффити», др.).
3 – работа с притязанием на признание («Знаменитый человек, с таким же именем как у меня», «Самопрезентация»); внутренним пространством личности и половой идентификацией (визуализации «Дракон» «Меч»); с психологическим временем личности («Животное в окружающей его среде обитания», «Круги Коттла»)
4 – фильмотерапия на тему влияния семейной истории, детства на систему представлений и установок человека и в целом роли семьи в жизни каждого («Корабельные новости», «Зеркало для героя», «Беле росы», «Сломанные цветы» и др.)
5 – работа с идентификацией личности, субъективным ощущением времени и притязанием на признание («Метод раннего воспоминания», «Генограмма моей семьи», «Герб», визуализации «Встреча с внутренним ребенком», «Родовое дерево»).
6 – коллажирование как средство работы с притязанием на признание, идентификацией личности (темы «Я в прошлом, настоящем и будущем», «Я в мире мужчин», «Я в мире женщин», «Я в профессии», «Я в семье», «Я в обществе»).
7 – интеграция и интериоризация полученных в ходе занятий знаний о себе и пережитого эмоционального опыта в целостный реалистичный образ «Я» («Суд над самим собой», «Зеркало», «Мандала», визуализация «Корабль»).
Параллельно с групповой работой проводится индивидуальное консультирование, необходимость которого обусловлена выходом в ходе групповых упражнений на «болезненные» темы, которые требуют индивидуальных форм работы.
Данная программа реализована нами в ФБУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области в период с января по декабрь 2010г. В ней приняли участие осужденные, которым смертная казнь заменена лишением свободы на 25 лет. Для оценки эффективности программы использовались методики «Кто Я», MMPI (диагностика до участия в программе и после), анализ динамики рисунков, в частности, по методике «Мандала» (Дж.Келлог), и записей в индивидуальных дневниках.
Наиболее «яркими» можно назвать следующие изменения:
- значительное снижение показателей по шкале 8MMPI, p≤0,05 (можем предполагать снижение уровня отчужденности личности);
- в ответах на вопрос «Кто Я» появились такие когниции как «человек», «личность», увеличилось число ответов (можем предполагать расширение сферы представлений о себе);
- от скупых ответов на вопросы – к вербализации своих переживаний, воспоминаний и размышлений в дневниках и на групповых занятиях (что позволяет предполагать развитие саморефлексии);
- в изображении мандал к концу программы наблюдался переход от карандашей к краскам, от множественности центров (либо его отсутствия) и фрагментации круга к появлению единого центра и симметричности (можем предполагать гармонизацию внутреннего состояния личности).
Но, пожалуй, наиболее значительным изменением стало восстановление отдельными осужденными (по их инициативе) давно утраченных связей с родными и близкими, изменение системы ценностей (обращение к религии), желание продолжать работу над изменением своего внутреннего мира.
Передельская Ирина Георгиевна - начальник межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Свердловской области. Чугайнова Елена Сергеевна - старший психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Свердловской области.