«Изучение и активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи» (печатное издание)
1. Полное название проекта: Изучение и активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи.
2. Актуальность исследования обусловлена требованиями, которые предъявляют общество и государство к профессиональным, нравственным и позитивным ценностным ориентациям современного молодого человека - студента высшей школы. Президент РФ Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ 2008 года особо подчеркнул важность формирования у молодежи гражданственности и патриотизма. Это особенно актуально в период подготовки и проведения мегагосударственного проекта – XXII Олимпийских и XIПаралимпийских зимних Игр 2014 г. в г. Сочи. Зарубежные представители (спортсмены, менеджеры, тренеры, руководители МОК и Федераций, зрители, судьи) по ценностным ориентациям гражданско-патриотической направленности у студентов, (выпускников сочинских вузов) - специалистов и волонтеров будут судить о морально-нравственных качествах всего российского народа, на карту будет поставлен имидж и авторитет страны.
3. Социальная, научная и практическая значимость проекта. Социальная значимость проекта в том, что, формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций (ЦО) у студентов будет проходить успешнее, если, во-первых, формирование гражданских и патриотических ЦО рассматривается как одна из целей учебно-воспитательного процесса в вузе, нуждающегося в содержательном и организационном обеспечении; во-вторых,в образовательном учреждении будет создана система изучения и формирования гражданских и патриотических ЦО у студентов, способствующая осознанию ими их как личностно-значимую характеристику, входящую в профессиональную подготовку студента, в которой происходит их профессионально-личностное развитие; в-третьих,предложены и внедрены в процесс профессионального обучения методы изучения и формирования гражданских и патриотических ЦО студентов - будущих специалистов в различных сферах деятельности.
Научная новизна исследованиязаключается в постановке и решении проблемы научного обоснования, проектирования и реализации процесса формирования гражданских и патриотических ЦО у студентов в процессе профессионального образования в высшей школе. Разработаны и обоснованы методы изучения и формирования гражданских и патриотических ЦО у студентов в учебно-воспитательном процессе в вузе.Показано, что в процессе формирования позитивных ЦО у студентов повышается общественная активность как на университетском уровне, так и на уровне городском, что выражается в более активном и действенном участии в общегородских общественно-значимых мероприятиях (подготовки города к участию в Международном форуме - Олимпийским и Паралимпийским Играм в г. Сочи-2014, и в выборах Главы города Сочи, краевое Законодательное Собрание, в Государственную думу). Определены психолого-педагогические условия, практическая реализация которых приводит к более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, формированию гражданских и патриотических ЦО у студентов вуза.В работе предложена система активных методов формирования позитивных ЦО в соответствии с педагогическим принципом целостности относительно воздействия на формирующуюся личность студентов(деловые игры «Что? Где? Когда?», «Мозговая атака («брейнсторминг»), викторина, олимпиада, кроссворды на гражданскую и патриотическую тематику, семинар-тренинг по формированию гражданских и патриотических ЦО, посещение федеральных и муниципальных музеев, просмотр и обсуждение (диспут) кинофильмов на патриотическую тематику, программа участия в городских благотворительных акциях («День пожилого человека», «День защитника Отечества», «День Победы», «День защиты детей» и др.,), в Федеральных, краевых и муниципальных выборах, в городских общественно-политических мероприятиях «День народного единства» «День Весны и Труда», «День Победы», «День города» и др., в строительных, педагогических, досуговых студенческих отрядах в каникулярный период).
Разработанный и экспериментально проверенный в исследовании механизм изучения и формирования гражданских и патриотических ЦО в процессе внутривузовского обучения служит основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике. Разработанный комплекс методов может быть внедрен в вузовский педагогический процесс с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Предложенные методы изучения и формирования позитивных ценностных ориентаций могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в вузе с целью повышения социальной адаптации и социализации, укрепления межличностных отношений, повышения стенических эмоций студентов.
4. Значение для развития психологии. Создание моделей изучения ЦО студентов и обоснование психолого-педагогических условий формирования гражданских и патриотических ЦО у студентов в учебно-воспитательном процессе в вузе.
5. Цели: Изучить с помощью созданных методик ЦО студентов и на базе полученных данных предложить активные методы формирования гражданских и патриотических ЦО у студенческой молодежи.
6. Аудитория, на которую рассчитан проект: Преподаватели вузов, психологи, педагоги, социологи, специалисты Управлений (комитетов) по делам молодежи, избирательные комиссии, отделения федеральных партий.
7. Основное содержание работы (или ее этапы):
На первом этапе (2006-2007 гг.) – теоретически - поисковом – проводилось изучение научной литературы по проблеме исследования. Разрабатывался понятийный аппарат и выстраивалась рабочая гипотеза исследования. Был проведен констатирующий эксперимент. На втором этапе (2007-2008 гг.) – опытно-экспериментальном – была разработана и экспериментально апробирована теоретическая модель формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи. На третьем этапе (2008-2009 гг.) – обобщающем – осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение основных положений исследования, публикация материалов по теме исследования.
8. Результаты, выводы:1. Ценностные ориентации – сложное многокомпонентное образование, детерминированное объективными и субъективными факторами социализации личности молодого человека. Совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции.
2. Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи не должно быть самоцелью и окончательным результатом исследования, а являться важным фактором (базисом) в построении адекватной модели процесса социализации и социальной адаптации к студенческой жизни. Целесообразно не только и не столько установить, но и формировать ценностные ориентации студенческой молодежи.
3. Ценностные ориентации российской студенческой молодежи имеют как инвариантные характеристики, так и региональные особенности, связанные с подготовкой и проведением общественно-значимых мероприятий (например, Олимпийских Игр-2014 года в г. Сочи). Считаем необходимым проведение регионального мониторинга ценностных ориентаций студенческой молодежи, отражающих как общесоюзные, так и региональные влияния (политические, экономические, социальные, географические, информационные, моральные, духовные, семейные).
4. Предложенные методы изучения и формирования ценностных ориентаций являются валидными и надежными для мониторинга и формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций, социализации и социальной адаптации студенческой молодежи.
5. Учебно-воспитательный процесс в вузе положительно влияет на формирование ценностных ориентаций, социализации и социальной адаптации студентов, но более эффективно этот процесс проходит при применении активных методов формирования позитивных ценностных ориентаций.
6. Активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций соответствуют принципам, формам и методам гуманистической педагогики, повышают мотивацию, положительную эмоциональность студентов в учебно-воспитательном процессе в вузе. Без поддержки и участия педагога гуманистически ориентированное формирование личности молодого человека невозможно.
7. Предложенные методы могут представлять синтез форм и методов для совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях подготовки и реализации Болонского Соглашения.
8. Считать целесообразным для изучения ценностных ориентаций студентов сочетать предложенные методы с анализом результатов деятельности, биографических данных, контент-анализом публикаций молодежи и о молодежи, с включенным наблюдением за поведением, учебой и общественной деятельностью студентов, беседой и с консультированием в системе Социально-психологической службы вуза.
Юров Игорь Александрович, старший преподаватель кафедры прикладной психологии Сочинсккого государственного университета туризма и курортного дела. Основные публикации: монографии: «Психологическое тестирование и психотерапия в спорте», «Мотивация в спорте», «Нейро-и психодинамические свойства спортсменов», «Черты личности спортсменов», «Психограмма спортсменов-пловцов», учебные пособия: «Психодиагностика и психотерапия в спорте», «Агрессивность в спорте», «Уровень притязаний в спорте», «Психофизиологические характеристики спортсменов-пловцов», «Профессиограмма, спортограмма и психограмма спортсмена», «Психологические личностные характеристики спортсменов-пловцов», «Личность в психоанализе».
Юров Дмитрий Игоревич, аспирант кафедры педагогики Астраханского государственного педагогического университета.